17/18—290
сделанную А. Потехиным и Крыловым.• Наибольший успех имели картины «У Петуха», «У Кошкарева» и «Разговор двух дам». Наименьший успех — «Бал у губернатора» и «Арест Чичикова».
Крупной постановкой сезона и несомненно литературным спектаклем была «Смерть Пазухина»,• — появившаяся в печати еще в 1857 г. и тридцать пять лет находившаяся под запрещением цензуры. Будь она поставлена более внимательно, не так спешно, как ставилось тогда все — с нескольких репетиций, в старых декорациях, она имела бы несомненно более крупный успех. Но вечный припев о «несценичности» всякой пьесы, имеющей литературное значение, повторялся на все лады нашей прессой. Критики никогда не отличают исполнителя от самого произведения, и все недочеты и прорухи режиссера относят на счет автора. Постановка этой пьесы впоследствии в Москве, в Художественном театре•, доказала всю сценичность «Пазухина».
Из остальных пьес сезона следует отметить пьесы, которым нынче исполнился двадцатипятилетний юбилей: «Первая муха» Велички•, «Предрассудки» Чайковского•, «Рай земной» Карпова•, «Гусь лапчатый» Салова•, «У своих» Боборыкина•, «Компаньоны» Невежина•, «Антон Горемыка» Григоровича•, «Жизнь» Потапенко•, инсценировка «Дворянского гнезда» Тургенева, сделанная П. Вейнбергом• и «Венецейский истукан» Гнедича•.
Всего в этот сезон было поставлено двадцать одна оригинальная пьеса, а всех пьес на репертуаре числилось 109. При этом колоссальном количестве нельзя было и требовать, чтобы исполнение всегда отличалось художественностью. В Александринском театре дано было 188, а в Михайловском — 74 спектакля. Итого — 262, давших сбора 278 тысяч, — немного более тысячи рублей на круг.
П. Гнедич