искать

Издание Санкт–Петербургской театральной библиотеки
«Бирюч Петроградских государственных театров»
и его электронная версия
 
Одним из важнейших направлений работы Санкт-Петербургской государственной Театральной библиотеки всегда являлось раскрытие бесценного собрания, хранящихся в ее фонде документов для специалистов и массового читателя, чему в немалой степени способствовала и способствует ее издательская деятельность.
Находясь, более ста лет в административном подчинении Александринского театра, библиотека входила в систему Императорских, а позднее, с 1919 года—Академических театров. В 1889 году Театральная библиотека получает помещение в здании Дирекции Императорских театров, где и располагается по настоящее время. С этого времени можно вести отсчет в ее издательской деятельности, и хотя библиотека не была самостоятельной структурной единицей, издания, выпускаемые Императорскими театрами, большей частью основывались именно на материалах входивших в систему библиотек Императорских театров—Русской драмы, Музыкальной и Монтировочной и Архива Дирекции.
После революции в издательской деятельности Театральной библиотеки открывается новая глава. Библиотека становится более самостоятельным организмом, нежели в дореволюционные годы. Планомерная архивная работа, исследовательская и издательская деятельность осуществляются в эти годы благодаря стараниям директора Александра Сергеевича Полякова (1882––1923), сформировавшего нынешний облик библиотеки. Один из любимейших учеников крупнейшего русского библиографа Н. М. Лисовского, активный участник семинара С. П. Венгерова в Пушкинском доме и автор заметных работ по русской театральной библиографии, А. С. Поляков был назначен на должность заведующего Центральной библиотекой Русской Драмы в 1918 году и прослужил в этой должности до 1923 года. Поляков не только заботился о пополнении книжного фонда библиотеки, ему принадлежит заслуга организации Рукописного отдела, куда его стараниями, поступили ценнейшие материалы по истории театра: «История русского театра» С. Ф. Светлова, письма A. Н. Бенуа, А. Я. Головина, А. С. Суворина, Ф. И. Шаляпина, В. Ф. Комиссаржевской, М. С. Щепкина, П. С. Мочалова, Т. П. Карсавиной, Марии Тальони, Сары Бернар, Элеоноры Дузе, Эрнесто Росси и многих др. Благодаря А. С. Полякову, начался новый этап в издательской деятельности библиотеки. В годы работы Полякова директором библиотеки на основе материалов Рукописного отдела выходят журналы «Бирюч Петроградских государственных театров» (Пг., 1918/20), как, продолжение дореволюционного издания библиотеки «Ежегодник Императорских театров», «Ежегодник Петроградских государственных театров», мемуарная серия «Театральная библиотека» и ряд других ценных изданий. В год 250-летия Театральной библиотеки было особенно интересно вернуться к первому послереволюционному изданию вышедшему в свет усилиями ее сотрудников — журналу «Бирюч Петроградских государственных театров».
Возобновление издательской деятельности Театральной библиотеки под руководством А. С. Полякова пришлось на один из самых сложных периодов в истории страны. Политическая ситуация в России сказывалась на всех сторонах общественной жизни, в том числе, естественно и на средствах массовой информации. В 1918––1921 годах в стране выходило 116 театральных периодических изданий, но большинство из них существовали совсем недолго (только 20 выходили в течение одного-двух лет). Роль журнала «Бирюч Петроградских государственных театров» велика не только для истории Петербургской Театральной библиотеки, но и для истории отечественной театральной критики и театральной журналистики вообще именно потому, что он вошел в число этих двадцати изданий. По ценности материалов о театральном искусстве, журнал сразу же занял достойное место среди русских советских театральных изданий того времени, таких как «Жизнь искусства» (Пг.–Л., 1918/22 –– газета, в 1923/29 –– журнал), «Вестник театра» (М., 1919/21), «Вестник работников искусств» (М., 1920/26), «Культура театра» (М., 1921/22) и др.
Критик и историк балета, профессор балетмейстерского отделения Ленинградской консерватории, либреттист Юрий Иосифович Слонимский в своих воспоминаниях писал: «Поляков, затеял издание первого советского театрального журнала и в условиях нехватки бумаги, электроэнергии, рабочих рук, катастрофического падения реальной ценности рубля, резкого сокращения численности населения города осуществил выход журнала “Бирюч”. <…> Намерение Полякова казалось всем утопией. Одна за другой закрывались газеты, прекращали работу типографии, уходили на фронт здоровые силы, умирали и разъезжались авторы. О какой периодичности издания можно было мечтать? А Поляков с крошечным штатом, совмещая в своем лице директора библиотеки, главного библиографа, главного редактора, организатора сбора материалов, автора, хозяйственника, техреда, на первых порах обеспечивая периодичность, выпускал “Бирюч”».[1]
Первый номер еженедельника «Бирюч Петроградских Государственных театров» под редакцией А. С. Полякова вышел в свет в издательстве Петроградских Государственных театров к 1 ноября 1918 г. Создателям журнала недолго удавалось выдерживать заявленную периодичность издания. Уже в январе 1919 года сложности с типографией и реализацией журнала приводят к тому, что периодичность издания нарушается. С февраля «Бирюч» выходит уже раз в месяц сдвоенными номерами, но и в такой форме журнал существует лишь по май. Сдвоенный майский номер №19/20 «Бирюча» становится последним, так как редакция принимает решение издавать «Бирюч Петроградских государственных театров» в виде сборника. С июня 1919 г. по 1921 г. были опубликованы два сборника статей — Сборник «Летний. Июнь–Август» (1919 г.) и Сборник II (1920 [1921]).
Создатели журнала поставили своей первейшей задачей издание «еженедельника, отображающего жизнь Академических и по возможности частных театров»[2], так сформулировав читательскую направленность нового периодического издания: «Задачи «Бирюча», <…> были шире: он стремился дать чтение массовому, хорошо подготовленному читателю, а не только специально занимающемуся театром»[3]. Недаром в заглавии журнала появилось старинное древнеславянское слово «Бирюч» –– вестник, глашатай. Журнал отражал главным образом жизнь государственных театров Петрограда, в нем печатались подробные либретто пьес и программы спектаклей, комментарии к ним, театральная хроника, короткие архивные заметки, «Календарь Театрала», обзоры новых книг, списки новых пьес и нот. В качестве приложения «Бирюч» имел вкладку с текущим репертуаром –– «Репертуар государственных Петроградских театров».
Работа над созданием журнала проходила в тяжелейших условиях, что сказывалось не только на периодизации его выхода в свет, но и на содержании и структуре издания. Многие материалы не были опубликованы в связи с нехваткой денег и ограниченными типографскими возможностями. Сборник статей, как новая форма, выбранная редакцией, повлек за собой и значительные изменения характера издания: заметно сократилось количество хроникально–информационных материалов, более тщательным стал отбор историко-театральных и теоретических статей, архивного материала, отличавшегося обилием фактического материала. Заметно расширился круг авторов.
Стараниями Александра Сергеевича Полякова содержание журнала и сборников обогатилось публикациями статей ведущих актеров, режиссеров, художников, драматургов, историков театра, филологов и литературоведов Петрограда. Постоянными авторами были:
писатель, переводчик, историк искусства и драматург Петр Петрович Гнедич;
актер и режиссер Александринского театра Николай Николаевич Урванцов;
известный историк русской литературы и библиограф, составитель «Критико-биографического словаря русских писателей и ученых от начала русской образованности до наших дней» Семен Афанасьевич Венгеров;
российский литературовед, пушкинист, член-корреспондент АН СССР, собравший основные рукописные, книжные и изобразительные фонды Пушкинского домаБорис Львович Модзалевский;
артист балета, педагог Иосиф Феликсович Кшесинский;
балетный критик, публиковавший множество критических статей, рецензий и заметок, а после революции более восьми лет проработавший главным архивариусом и заведующим архива Управления государственными академическими театрамиДенис Иванович Лешков;
известный филолог и педагог Степан ОсиповичЦыбульский;
современник Александра III и Николая II, писатель, историк, биограф, виднейший публицист своего времени Иван Николаевич Божерянов;
автор работ по истории древнехристианской и средневековой латинской литературы, а также по истории классической филологии в России и за границей Александр Иустинович Малеин;
историк литературы Василий Спиридонович Спиридонов;
популярная детская писательница и актриса Александринского театра Лидия Чарская;
известный музыкальный критик Виктор Павлович Коломийцев;
литературовед, исследователь творчества М. Горького и А. П. Чехова, библиограф, член-корреспондент АН СССР, много лет руководивший отделом русской литературы 20 в. в Институте русской литературы АН СССР (Пушкинский дом) Сергей Дмитриевич Балухатый;
историк литературы Лев Самойлович Утевский;
актер и художник Александринского театра Юрий Васильевич Корвин-Круковский;
историк литературы, библиографНестор Мемнонович Петровский;
историк русской литературы Степан Александович Переселенков;
историк литературы, краевед, педагог, общественный деятельМихаил Федорович Суперанский;
театральный художник, живописец, график, педагогМихаил Павлович Бобышев;
историкВсеволод Измайлович Срезневский;
руководивший с 1918 года деятельностью государственных петроградских академических театров Иван Васильевич Экскузович;
актриса и режиссерИнна Александровна Аполлонская-Стравинская;
историк театра, критикНиколай Николаевич Долгов;
драматург и писательВиктор Александрович Рышков;
артист, историк театра, литературовед, филолог и педагогСемен Карлович Боянус; и многие другие.
Особое место в содержании издания занимают комментированные публикации писем и воспоминаний Марии Гавриловны Савиной, Михаила Семеновича Щепкина, Ивана Сергеевича Тургенева, Бориса Владимировича Асафьева, Алексея Николаевича Верстовского, Петра Ильича Чайковского, Александра Николаевича Серова и многих др. деятелей культуры.
Огромный интерес для исследователей представляют, впервые опубликованные в двух выпусках «Бирюч петроградских государственных театров» за 1919 и 1920 гг. фрагменты «Театрального дневника» драматурга и историка театра Сергея Федоровича Светлова с комментариями А. С. Полякова. Рукопись дневника, завещанного автором Дирекции Императорских театров, содержит сведения о театральной жизни Петербурга в период с 1882 по 1895 год и хранится в Отделе редкой книги Театральной библиотеки.
Часть «Дневника», относящаяся к 1882 году полна деталями, характеризующими жизнь петербургских императорских и частных театров того времени и имеющими неоценимое значение для историков:
«13 мая. Дебют Ленской в др[аме] “Подруга жизни”.
14 мая. Дебют Чарского в роли Опольева (Старый барин).
15 мая. В вспомогательной кассе артистов обнаружена растрата в 14000 руб.
16 мая. Открытие Петергофского театра. Шла “Женитьба Бальзаминова” с Давыдовым и Левкеевой в главных ролях. Сегодня же открытие Павловского вокзала, где бедет играть оркестр Главача».[4]
Для создателей «Бирюч Петроградских государственных театров» была очевидной необходимость издания «разрабатывающего вопросы театра, сцены с точки зрения строгой научности»[5], что отразилось в выборе авторов и тем материалов, опубликованных в сборниках: античный театр и балет в эпоху Французской революции, задачи театра и техника театрального дела в эпоху Шекспира и проблемы совместной работы режиссера и художника над спектаклем, разборы пьес Г. Ибсена, И. А. Крылова, Л. Н. Толстого, и, конечно, самое главное—подробная хроника культурной жизни обеих столиц и провинции.
Важно отметить, что, являясь бесценным свидетельством театральной эпохи первых послереволюционных лет, журнал и в наши дни, благодаря огромному количеству фактографического материала, не потерял своего значения для историков театра. Это подтверждается и тем, что многие фундаментальные зарубежные издания по театру, как, например, известная итальянская многотомная «Enciclopedia della Spettacolo» ссылаются на данные «Бирюча Петроградских государственных театров». Значимость издания обусловлена также тем, что его материалы дошли до нашего времени в полном объеме, что является большой редкостью для периодических изданий того времени. Кроме того, в фонде отдела Редкой и рукописной книги Театральной библиотеки практически в полном объеме сохранился архив редакции журнала «Бирюч».
Идея создания электронной версии «Бирюча Петроградских государственных театров» и системы вспомогательных указателей к нему была продиктована не только постоянным интересом читателей к театральной жизни 1918–20–х годов, но и возрастающим значением использования новых технологий в библиотечном деле.
При работе были использованы не только традиционные методы поиска. Важную роль в работе над «Электронной базой «Бирюч Петроградских государственных театров»» сыграли новейшие возможности Internet, обращение к электронным базам других библиотек.


[1] Слонимский Ю. Воспоминания о Театральной библиотеке // Петербургский театральный журнал. –– 2006. –– № 4. –– С.158.
[2] От редакции // Бирюч Петроградских Государственных театров: Сборник статей. II / Под ред. А. С. Полякова. –– Пг.: Издательство Петроградских государственных театров, 1921. –– С. 421.
[3] Там же.
[4] Театральный дневник С. Ф. Светлова //Бирюч Петроградских Государственных театров: Сборник статей. II / Под ред. А. С. Полякова. –– Пг.: Издательство Петроградских государственных театров, 1921. –– С. 9.
[5] От редакции //Бирюч Петроградских Государственных театров: Сборник статей. II / Под ред. А. С. Полякова. –– Пг.: Издательство Петроградских государственных театров, 1921. –– С. 421.