15/16—223
Две оперы Римского-Корсакова.
Статья Виктора Коломийцова.
Мариинский театр поставил, одну за другой, две оперы Н. А. Римского-Корсакова, еще не шедшие на этой сцене, — маленького «Кащея Бессмертного»• и более крупного «Золотого Петушка»•. Таким образом репертуар нашего главного музыкального театра в текущем тяжком сезоне обогатился двумя ценными продуктами русского оперного творчества.
«Золотой Петушок» — последнее, посмертное произведение Римского-Корсакова. И эту «небылицу в лицах» надо причислить к наиболее удачным и характерным операм покойного композитора, показавшего здесь не только предельное мастерство свое, но и удивительно сохранившуюся свежесть своего огромного музыкального таланта. Весьма важно отметить, что в данном случае само либретто оперы, принадлежащее В. Бельскому, по существу своему хорошо подошло, точнее, нарочито приспособлено к свойствам музыки Римского-Корсакова: текст составлен из таких элементов, среди которых он чувствовал себя в своей сфере и вполне на высоте задачи. Это — пестрая, лубочно-сказочная фантастика, условно-сказочный Восток, русский народный быт (хоры), звукоподражания (петушок, попугай, ночные птицы) и, наконец, грубовато-простодушный юмор вперемежку с восхитительными дуновениями лиризма.
Правда, г. Бельский по-своему переработал для сцены грациозную, тонкую, шутливо-загадочную, но совершенно не тенденциозную сказку Пушкина• (за исключением фабулы, в либретто осталось очень мало от Пушкина, и было бы еще лучше, если бы совсем ничего не осталось): он хотел, очевидно, влить в нее