13/14—173
пьесе талантливого артиста, то отказывался верить, что это его пьеса. Так было, когда он увидел Савину в роли Верочки•. Артистка создала такой значительный образ, о котором автор и не мечтал. Несомненно, что Тургенев не знал условности, техники сцены, и вот причина, почему его пьесы не находили должной оценки. Тургенев-драматург требует особого, подготовленного зрителя. Далее А. С. Поляков коснулся бесспорной любви И. С. к Савиной. Кстати, во время спектакля, в фойе была выставлена только что вышедшая книга «Тургенев и Савина», представляющая собой переписку незабвенного писателя с знаменитой артисткой.
В одном из антрактов выступил с небольшой речью приват-доцент А. Д. Александров, благодаривший артистов Александринского театра за их содействие тургеневской выставке и поднесший труппе, в виде признательности от сотрудников Книжной Палаты, прекрасный портрет Тургенева в раме, украшенный цветами. «Сегодня большой светлый праздник русской общественной мысли», — говорил оратор, и именно такое чувство унес из театра каждый зритель...
И. Р—берг.
(Речь на торжественном заседании в память столетия рождения И. С. Тургенева в Александринском театре 10 ноября 1918 г.).
...Все мы знаем Тургенева, творца «Дворянского гнезда», «Отцов и детей», «Накануне», автора других его романов и многочисленных рассказов.
Еще в нежную пору ранней юности мы жадно знакомились с «Записками охотника», зачитывались повестями Тургенева, близко принимали к сердцу страдания его одухотворенных героинь, слышали любовные нашептывания, задушевные или страстные признания его героев, внимали резким словам Базарова• и увлекательно красивым речам Рудина•.
Человек сороковых годов по возрасту и убеждениям, несколько растерявшийся пред задорной толпой шестидесятников-реалистов, Тургенев бережно донес свои гражданские идеалы, стараясь верно служить им, и в своем служении шел значительно впереди многих из своих знаменитых собратий.