искать
БИРЮЧ Петроградских Государственных театров. — 1918. — № 2

2—21

Спектакль Мольера.

(«Лекарь по неволе», «Вынужденный брак», «Жеманницы»).

Я часто думаю, как неподвижен наш театр, как мало и туго откликается он на современность, на злобы дня. Нужно много времени, пока какая-нибудь полоса жизни найдет отражение на сцене. Как по большей части пошлы, тенденциозны и шаблонны те пьесы, в которых тяжеловесные авторы стараются вывести на сцену текущие события; как незначительны, мелки и пусты разные «злободневные» обозрения и куплеты, которыми угощают нас театры-миниатюр и их присяжные авторы... И мне всегда приходит на ум блестящий карикатурист и фельетонист XVII века Мольер...

В самом деле: разве пьесы его не фельетоны на злобу дня? Разве его сценические образы не живые карикатуры на современников?

Предстоит празднество при дворе, и веселый Мольер сочиняет своего «Дандена», забавную историю об одураченном муже, в которой злая сатира больно хлещет «одним концом по барину, другим по мужику»…

Короля Людовика забавляет смешная историйка, в которой фигурировал его царственный предок, и Мольер, в забаву королю, пишет своего Сганареля, — злой волей своей жены превратившегося из дровосека в доктора. И злая карикатура на доктора, прикрывающего свое невежество плащом ученого — переживает столетия, злободневна и остра даже в наши просвещенные дни.

Придворный анекдот о волоките, которого вынудил на брак страх перед дуэлью, дает тему о «вынужденном браке», и сам король-солнце всемилостивейше танцует в балете на этот сюжет. Шутка дня, инсценированный анекдот, но разве мало сганарелей-старичков, попавших в сети запоздалой любви, — сидит