11/12—111
ОТЗЫВЫ
АЛЕКСАНДР КОЙРАНСКИЙ. К. Ф. Юон. (Русские художники. Под общей ред. Г. К. Лукомского). Издание А. Э. Когана. СПб. 1918.
НИКОЛАЙ ЭФРОС. Сверчок на печи. Инсценированный рассказ Ч. Диккенса. Студия Московского Художественного театра. Издание А. Э. Когана. СПб. 1918.
Опытный, предприимчивый издатель, несколько лет редактировавший популярное «Солнце России» и показавший в иные, более благоприятные для книжного дела времена возможность издания в России красивой и крайне дешевой книги, сумел и в наши дни порадовать читателя этими двумя изящными изданиями «альбомного» типа с однотонными и красочными иллюстрациями — вы не скажете, что они вышли в годину кризиса печатного дела. А по цене (40 руб. каждая) они даже еще дешевле, чем могли бы быть прежде, — ведь сорок рублей, — это стоимость десятка яиц, считаю нужным оговориться: тухлых, ибо свежие дошли на столичных рынках до 55 руб. Когда еще была так дешева русская книга?
Вы с удовольствием будете рассматривать эти многочисленные иллюстрации, вас наверное приведет в умиленное настроение, такое редкое теперь, старомодный сантиментальный рассказ Диккенса. Глядя на снимки с декораций, на фотографии, изображающие московских молодых актеров, вы убедитесь, что «Сверчок»• играется ими стильно, согласованно, без смешения нижегородского с английским и что эта пьеса — милое, хотя очень небольшое приобретение для нашего отечественного театра. Едва ли только разделите вы неумеренный восторг г. Эфроса, написавшего длинную теорию постановки «Сверчка», — историю, без которой книга только выиграла бы. Она написана тем неприятным крикливо-рекламным тоном, который нисколько не убедителен, где несравненно больше восклицаний, чем аргументов». Младшее поколение Художественного театра очень недурно играет нетрудную пьеску, и память об этой постановке сохранится не в истории русского театра, а на страницах случайно посвященного ей специального издания, которое во всяком случае само по себе стоит внимания.
Неглубок, но верен и интересен произведенный г. Койранским анализ творчества Юона. Следовало, впрочем, детально оценить его труды в области графики. Множество воспроизведений хорошо знакомят читателя с мастером. К сожалению, книгу положительно компрометирует предисловие г. Лукомского, манерное, претенциозное по тону, пустопорожнее по убожеству мыслей, но, впрочем, мизерное по объему. Для чего эта ненужность прилеплена к хорошей, интересной работе?
Н. Л.