11/12—91
рак и слуга, судья и старик, тиран и резонер, петиметр, королева, старая дура, вторая любовница. Наименования эти относились и к драме, и к опере, ибо не надо забывать, что от актеров того времени требовалось, чтобы они и пели в операх, и играли в драмах. К этому времени уже гремели такие имена, как все тот же Дмитревский, Шумский, Константинов, Крутицкие, Рыкалов, Гамбуров, Каратыгины, Сандуновы, Плавильщиков, Яковлев, Иванова, Воробьевы, Мусина-Пушкина, Калиграфова •... Репертуар русского театра, до появления Фонвизина, был очень беден. Ставились все те же пьесы и переводы Сумарокова, Дмитревского, Княжнина, Бибикова, Козодавлева и др.
Наконец, в 1765 г., Д. И. Фонвизин написал своего «Бригадира», и русский театр обогатился русской бытовой комедией •. После «Бригадира» появился «Недоросль», сыгранный первый раз 24 сентября 1772 года•.
«Недоросль» является праотцем наших обличительных комедий-сатир. Те цензурные затруднения, через которые пришлось позднее пройти бессмертному «Горе от ума»•, — испытал в свое время и «Недоросль», долго не увидевший бы света рампы, если бы о нем не хлопотал гр. Н. И. Панин.
Фонвизин отдал свою комедию Дмитревскому, для его бенефиса. Насколько тогдашнее общество было уже подготовлено именно к такого рода пьесам, можно судить по рассказу И. Б. Пестеля, у отца которого Фонвизин впервые читал «Недоросля». Слушать собралось большое общество, и все съехались к обеду. Пестель просил Фонвизина прочесть до обеда хотя бы одну сцену. Тот начал читать, и обедать сели только тогда, когда пьеса была прочитана. А после обеда, по требованию присутствовавших, Дмитревский прочел ее еще раз.
Успех первого представления превзошел всякие ожидания. «Великолепный князь Тавриды»• после