10—35
гать и в бутафории. Каждый предмет должен быть так сделан, чтобы казаться настоящим.
Среди них есть много предметов, которые считаются почему-то ненужными на сцене, их-де все равно разглядывать не будут. Да в этом все дело; не нужно, чтобы их разглядывали, но нужно, чтобы они были. Это дополнение сценической картины. Они дают известный блик, известное красочное пятно, и это-то пятно иногда прямо необходимо. Если на сцене будет стоять пустой стол там, где по ходу действия трудно предположить, чтобы на столе ничего не стояло, то эта пустота будет мешать глазу зрителя. Если на этом столе будут стоять вещи не в стиле общей обстановки или несогласные с эпохой, — то и это будет мешать, привлекая внимание зрителя на это несоответствие. Представьте себе на столе крестьянской избы никелевый самовар или подсвечник empire в пьесе более ранней эпохи. Хороший режиссер должен считаться даже со вкусом хозяина той квартиры, которую он показывает на сцене, и с происхождением вещей, которые могут быть в обстановке этого хозяина.
В постановке «Горе от ума»• у московских художников я видел на сцене вкус Станиславского и Немировича, а не Фамусова. Не думаю, чтобы Фамусов поручил обставить свою квартиру декоратору-художнику.
Резюмируя то, что я сказал, я нахожу, что пустое место, если нет необходимости его по пьесе, мешает, неверно заполненное место тоже мешает, слишком художественно обстановленное одно какое-нибудь место тоже мешает. Нужна целость, нужна общая картина, а ее добиться не всегда легко,
Большинство режиссеров недурно обставляют бутафорией современные пьесы и пьесы недалекого прошлого, которое им более или менее известно и