8—30
Для своего бенефиса хор Мариинской оперы возобновляет хорошо известную петроградской публике оперу Арриго Бойто «Мефистофель», написанную им на тему философской поэмы Гете о докторе Фаусте, соблазняемым духом зла•. На облаках, среди херувимов и серафимов, поющих славу Создателю, Мефистофель берется поймать в свои сети и сбить с пути истинного праведного и мудрого ученого. Он является к Фаусту в лабораторию и заключает с ним договор, по которому тот обязуется в будущей жизни покориться духу зла, если на земле получит такое счастье, что сможет сказать мгновенью: «стой, ты так прекрасно!». Во исполнении этого условия Мефистофель устраивает Фаусту сначала чистую любовь невинного создания — Маргариты. Но любовь эта причиняет только слезы. Опозоренная девушка умирает в темнице, куда Фауст вместе со своим руководителем является спасти ее. Далее «коварный обольститель» бросает свою жертву в объятия прекрасной Елены, и в ночь «классического шабаша» Фауст познает блаженство бурной страсти. Это момент полного торжества Мефистофеля. Но ведь страсть только сновидение. И в конце концов мудрый ученый снова возвращается к помыслам о благополучии всех народов, возрождается душой, с полным сознанием говорит мгновенью: «стой, ты так прекрасно» и, просветленный, умирает. Побежденный Мефистофель проваливается в преисподню.
Одновременно с Бойто на этот же сюжет писал оперу и Гуно•, только Бойто позднее закончил свое произведение. В первый раз оно было поставлено в Милане в 1868 г•. и потерпело полный провал, тогда Бойто переработал все заново. Вторично «Мефистофель» увидел свет в 1845 г. в Болонье• и на этот раз имел огромный успех. В Петрограде эта опера была поставлена на итальянской сцене в 1881 г. 12-го января в Большом театре. Фауста пел Мазини, Мефистофеля — Буи, Маргариту — Силла. На русском же языке публика впервые услышала «Мефистофеля» 5-го декабря 1886 г.• при следующем составе исполнителей: Фауст — Михайлов, Мефистофель — Стра-винский, Маргарита — Павловская, Марта — Долина и др.
Е. М.