5—44
акте «Леса» Рыбаков, выпрямившись во весь свой могучий рост, видимо, переживая сильное волнение, произнес фразу своей роли:
Сам Николай Хрисанфович Рыбаков сказал мне: — ты да я — умрем, брат!
Вся публика, переполнявшая театр, встала как один человек и разразилась долго не смолкавшими аплодисментами и приветственными кликами. Слезы градом текли по лицу растроганного юбиляра, и он долго молча стоял, благодарно поникнув головой перед этой восторженной толпой.
Мне пришлось видеть Рыбакова во многих ролях, и я считаю его одним из крупнейших явлений, которые мне пришлось встретить на сцене. Кроме Несчастливцева, у меня особенно остались в памяти его Любим Торцов•, Земляника•, Заруцкий в «Смерти Ляпунова»• и Старый Дядька в «Гражданском браке»•.
Е. М.
____________________
Антон Рубинштейн
(Скончался 8 (21) ноября 1894 г.).
В сонме гениальных музыкантов-исполнителей Антон Рубинштейн является звездой первой величины, светившей столь ярко, что после Листа до нашего времени Рубинштейн не имел соперников среди пианистов. Вспоминая гениального артиста в 24-ю годовщину его смерти, я хочу остановиться на его моральной личности, не имеющей по благородству характера и идеальному отношению к искусству себе равных в истории музыки. Один Франц Лист мог бы, как моральная личность, стоять с ним рядом, если бы не вечная зависимость Листа от влияния женских чар, чего не может сказать о Рубинштейне ни один из его биографов, хотя Рубинштейн имел полное право написать о себе («Gedankenkorb»): «Ich habe gelebt, geliebt und gespielt»•.