5—26
желательно было бы возобновление хорошей, литературной и захватывающей мелодрамы в исполнении наших образцовых артистов.
Не говоря уже о бессмертной «Даме с камелиями»•, почему бы не возобновить и такие прекрасные мелодрамы, как «Хижина дяди Тома» •, «За монастырской стеной» •, «Две сиротки»• и захватывающие старые мелодрамы Коцебу, имевшие такой огромный успех в свое время. Ведь при несравненной игре наших образцовых художников-артистов, они произвели бы потрясающее впечатление, что и требуется толпе. Ведь если «Поруганный»• (также мелодрама) прошел чуть ли не полсотни раз при полных сборах, почему же классическая «Дама с камелиями» или «За монастырской стеной» не даст тех же блестящих результатов.
Боже сохрани, однако, переполнять репертуар мелодрамами в ущерб классическим творениям бессмертных авторов. На ажурных, как брюссельское кружево, тонких пьесах Тургенева, на грустно-задумчивых пастелях Чехова, на неизменно острых, хлестких как бич сатирах-комедиях Гоголя, Грибоедова и Фонвизина, потрясающей правде и чудесном душевном уюте толстовских драматических произведений, как и на великом празднике шекспировского гения или мольеровского смеха наша толпа будет учиться и отдыхать, наслаждаться и радоваться величию величайших творцов комедии и драмы. А на простой, жизненной (а не исключительно бьющей на эффект) мелодраме, она, эта толпа, с удовольствием поплачет и посмеется сквозь слезы, где надо, благо нашей толпе, этому восприимчивому большому ребенку и поплакать не грешно в меру. Ведь хорошие «жалостные» слезы облагораживают душу...
Лидия Чарская.