1—20
Письмо П. И. Чайковского к С. И. Танееву по поводу
«Евгения Онегина». •
Сен-Ремо,
24 января 1878 г.
Не буду больше препираться с вами на счет сценичности или несценичности «Онегина» •. Я бы мог заметить, что вы не совсем справедливо утверждаете, что характеры Татьяны и Ольги разъясняются не посредством действия, а посредством их монологов и диалогов. Правда, действия их очень просты, не театральны, обыденны, но все-таки каждая из них действует в той мере, на какую способна. Ольга девушка очень, в сущности, бесцветная, потому ей и действовать приходится мало. Татьяна более характерна, потому и действовать ей приходится больше. А впрочем, я уже говорил вам, что если, как вы утверждаете, опера есть действие, а у меня в «Онегине» его нет, то я готов назвать «Онегина» не оперой, а чем хотите — сценами, сценическим представлением, поэмой, чем вам угодно. Мне захотелось написать музыкальную иллюстрации к «Онегину», при этом я неизбежно должен был прибегнуть к драматической форме и готов принять на себя все последствия пресловутого непонимания сцены и неуменья выбирать сюжеты. Мне кажется, что все сценические неудобства выкупаются прелестью Пушкинского стиха. Но по этому поводу у меня является опасение, гораздо более важное, чем страх, что публика не будет трепетать от интереса узнать развязку действия. Я говорю про то святотатственное дерзновение, с которым я поневоле должен был ко многим стихам Пушкина прибавить или свои собственные или же местами стихи Шиловскаго. Вот чего я боюсь, вот что меня смущает. Про музыку я вам скажу, что если была когда-нибудь написана музыка с искренним увлечением, с любовью к сюжету и к действующим лицам онаго, то это музыка к «Онегину». Я таял и трепетал от невыразимого наслаждения, когда писал ее. И если на слушателе будет отзываться хоть малейшая доля того, что я испытывал, сочиняя эту оперу, то я буду очень доволен и большего мне не нужно. Пусть «Онегин» будет очень скучным представлением с тепло написанной музыкой — вот все, чего я желаю…
(Из книги: М. Чайковский, «Жизнь П. И. Чайковского», т. II, стр. 94—95).