искать
БИРЮЧ Петроградских Государственных театров. — 1918. — № 4

4—11

Свадьба Фигаро.

Целых десять лет Бомарше пришлось продержать в портфеле рукопись «Свадьбы Фигаро» раньше, чем эта пьеса появилась на сцене. Людовик XVI был того мнения, что «разрешение этой пьесы равносильно уничтожению Бастилии». В конце концов ловкий Бомарше сумел привлечь на свою сторону влиятельных лиц. Комедия была разрешена. Первое представление состоялось 27 апреля 1784 года. По словам историка французского театра Море, на этот спектакль «знатные дамы спешили попасть в театр за несколько часов до начала представления, торопясь занять лучшие места в ложах. Они предпочитали обедать даже в сумерках полуосвещенной театральной залы, лишь бы присутствовать при остроумных нападках на самих себя и на свой собственный круг». 68 вечеров подряд публика посещала представление этой комедии. Для знати той эпохи «Свадьба Фигаро» представляла прежде всего интерес пикантного скандала, тонкого остроумия, необыкновенного драматического мастерства. Но в действительности в этой пьесе было больше, чем видел в ней сам автор и недальновидные его защитники, не понявшие, что уколы этой острой и едкой комедии-сатиры предсказывают их скорую гражданскую смерть. В ней все умно и живо, все полно огня и критики. Недаром впоследствии Наполеон I характеризовал это творение, как «революция в действии».

На русский язык «Свадьба Фигаро» была переведена впервые Александром Лабзиным в 1787 г. и напечатана в Москве под названием «Фигарова женитьба», которая и была представлена на русской сцене в том же году.

«Вольный дух» этого произведения не спас автора, однако, от опалы во время революции. Бомарше лишился состояния; революционеры смотрели на него подозрительно, почему он был арестован, затем выпущен на свободу и наконец объявлен эмигрантом за поездку по собственным делам в Голландию. В Париже Бомарше основал первое общество драматических писателей, завел типографию в Кале, где им и были изданы сочинения Вольтера, а в предисловии к своей пьесе «Евгения» он изложил теорию серьезной драмы, занимающей середину между героической трагедией и шутливой комедиею. Бомарше первый назвал слезную комедию «драмой», и название это сохранилось в энциклопедическом словаре для означения третьего рода драматической поэзии.

И. Божерянов.