15/16—229
Победа актера.
Статья В. А. Рышкова.
Как еще недалеко то время, когда театр только терпели, как неизбежную дань низменным человеческим страстям, когда над ним царил произвол и каприз случайных печальников о народном благе. Как недалеко еще то время, когда наступали дни, в которые помыслы о театре признавались безнравственными, когда считалось необходимым, чтобы в то время, когда идет служба в храме Божием, храм, в котором выявляется искра Божия, — талант, — был наглухо закрыт!
Но театр не ограничился тем, что завоевал себе почетное место в деле русского просвещения, — он видел свою дальнейшую работу в более широком размахе. Он мощно пошел впереди прогресса и повел за собою Время, и Время покорилось ему! Оно сознавало, что театр есть сила, проводящая в жизнь все то, что этим Временем выставляется как безусловное требование.
Актер, — этот великий апостол жизнетворчества, — вошел в церковь... В ту церковь, которая чуралась жизни пасомых ею, которая очертила себя непроницаемым кругом и застыла в формах, столь чуждых тем, кому она дорога. Актер повел церковь за Временем...
Этот исключительный исторический момент в строительстве нашей новой жизни не был своевременно отмечен. Пройдут десятилетия, наши потомки будут считать вполне естественным и нормальным единение церкви с художеством, а где, когда и как зародилось это единение, будет им неведомо.
Случилось это в наше время в Москве.
Актер В. В. Максимов, познавший значение ритма в искусстве и доведший мелодекламацию до степени