II—371
7-ой армии, в силу которого Государственные Академические театры взяли на себя обязанность обслуживать культурные нужды Красной Армии (поездками на фронт), взамен чего все работники Госуд. Акад. театров стали получать красноармейский паек, артисты — фронтовой, служащие и технический персонал — тыловой паек. Выдача пайка началась в конце ноября. Это спасло работников театра от окончательного истощения физических сил и дало возможность опять поднять уровень исполнения на большую высоту.
Так, исполнение «Бориса Годунова»• в марте под управлением Купера, при участии Шаляпина, было настолько блестяще, что Дирекция сочла своим долгом принести особую благодарность всем участникам спектаклей. Блеску исполнения содействовало соединение двух хоров — Мариинского и Михайловского театров.
Михайловский театр находился в ведении Управляющего Государств. театрами И. В. Экскузовича.
В заседании объединенной Директории 15 ноября было постановлено, за отсутствием топлива, театр временно закрыть, а работников этого театра распределить по Мариинскому и Александринскому театрам.
Михайловский театр имел свой оркестр и хор, но оперные спектакли в нем обслуживались труппой Мариинского театра, а драматические — труппой Александринского театра.
В течение сезона в управлении Мариинского театра, по распоряжению Наркома Луначарского от 2-го января 1920 г, произошли следующие изменения:
Мариинский театр был переименован в Государственный Академический театр оперы и ба-