II—96
Поскольку суждения о балете по первому представлению бывают ошибочны, — не трудно судить из того, что даже такой общепризнанный знаток и ценитель балета, как К. А. Скальковский, в своей книге пишет: «Чайковский попробовал было в 1877 году сочинить музыку для балета “Лебединое озеро”, поставленного в Москве, но усыпил только публику и танцовщиков»*.
Хотя, конечно, постановка Рейзингера была неизмеримо ниже постановки Петипа, но ведь музыка осталась та же и теперь, 40 лет спустя, не только не «усыпляет» публику и артистов, но приводит их в восторг и, не сходя с репертуара обеих столичных сцен, почитается одним из шедевров балета.
Слабый успех «Спящей красавицы» весьма удивил и огорчил ее авторов, но теперь мы видим бесконечное число полных сборов, взятых этим балетом, что продолжается и поныне, несмотря на мало удачное возобновление его в 1914 году•.
Вообще балеты чрезвычайно редко имеют шумный успех на премьерах. Публика как бы постепенно привыкает к этого рода произведениям и лишь впоследствии оценивает их.
Д. Л.
* Балет, его история и место в ряду изящных искусств. СПБ. 1882 г.