II—90
ряемость. С отстранением Петипа от руководительства балетом дело пошло еще хуже. Заменивший его Н. Г. Легат, бесспорно опытный и талантливый хореграф, по несчастливо сложившимся обстоятельствам потерпел почти полное фиаско как с «Котом в сапогах»•, так и с «Аленьким цветочком»•.
Был момент весьма близкий к окончательной катастрофе классической формы. Спасением классики явилось то обстоятельство, что попытки к созданию новых, чисто классических балетов с тех пор совершенно прекратились; в репертуаре сохранились из капитальных балетов только общепризнанные и первоклассные.
На вопросе о «заимствованиях» и «постановках» чужих балетов приходится несколько остановиться.
По непонятным причинам как в Западной Европе, так и в России, со времен Гарделя и до наших дней, авторское право балетмейстера в достаточной мере не охранено законом. Хотя споры по этим вопросам неоднократно и разбирались в судах, но явный плагиат в большинстве случаев оставался безнаказанным. Плагиатор изменял название балета или танца, делая ничтожные изменения в структуре и исполнении, и со спокойной совестью выставлял свое имя на афише. Положительно ни в одном виде искусства плагиат не развит до таких чудовищных размеров, как в хореграфии.
Развитие плагиата несомненно и явилось как прямое следствие его безнаказанности. Вопрос об охране авторских прав балетмейстеров поднимался в печати не раз, но осуществление таковой охраны представило немало затруднений, главным образом в силу того, что сама хоре-