искать
БИРЮЧ Петроградских Государственных театров. — 1921. — Сб. II

II—90

ряемость. С отстранением Петипа от руководительства балетом дело пошло еще хуже. Заменивший его Н. Г. Легат, бесспорно опытный и талантливый хореграф, по несчастливо сложившимся обстоятельствам потерпел почти полное фиаско как с «Котом в сапогах», так и с «Аленьким цветочком».

Был момент весьма близкий к окончательной катастрофе классической формы. Спасением классики явилось то обстоятельство, что попытки к созданию новых, чисто классических балетов с тех пор совершенно прекратились; в репертуаре сохранились из капитальных балетов только общепризнанные и первоклассные.

На вопросе о «заимствованиях» и «постановках» чужих балетов приходится несколько остановиться.

По непонятным причинам как в Западной Европе, так и в России, со времен Гарделя и до наших дней, авторское право балетмейстера в достаточной мере не охранено законом. Хотя споры по этим вопросам неоднократно и разбирались в судах, но явный плагиат в большинстве случаев оставался безнаказанным. Плагиатор изменял название балета или танца, делая ничтожные изменения в структуре и исполнении, и со спокойной совестью выставлял свое имя на афише. Положительно ни в одном виде искусства плагиат не развит до таких чудовищных размеров, как в хореграфии.

Развитие плагиата несомненно и явилось как прямое следствие его безнаказанности. Вопрос об охране авторских прав балетмейстеров поднимался в печати не раз, но осуществление таковой охраны представило немало затруднений, главным образом в силу того, что сама хоре-