II—83
успехом пользовались «Американский балет, или Щастливое кораблекрушение»•, «Садовники»•, «Анюта и Лизон»• и др.
Рекорд плодовитости побил балетмейстер Ф. Морелли, сочинивший и поставивший за 11 лет — 52 балета, из коих большие: «Адель де Пантье»•, «Земира и Азор»• и «Обманутый Арлекин»•, остальные же преимущественно в 1-2 акта, что объясняется обычным тогда порядком давать смешанные спектакли в составе балета с оперой или драмой. Лишь с 1806 года, когда Петровский театр• перешел в веденье Дирекции Императорских театров, — стали иногда уделяться балетам целые вечера, и в репертуаре чаще появляются крупные балеты в 4-5 действий. По словам автора «Старой Москвы» М. И. Пыляева, «большие похвалы расточались в это время балетам; по ним учились; хореграфические произведения того времени обнимали мир видимый и воображаемый, историю и мифологию, рыцарские романы и восточные сказки». Действительно, о разнообразии сюжетов можно судить хотя бы по названиям балетов того же Морелли, тут и «Венера, помогающая дружеству», и «Взятие Очакова», и «Торжество приятностей нежного пола», и «Щедрая турецкая невеста», и «Похождения теленка» • и т. д. Очевидно, хореграфия того времени отвечала всем вкусам, до злободневности включительно, и весьма многие балеты выдерживали до сотни и более представлений, чего теперь, увы, удостаиваются весьма редкие произведения этого рода.
С появлением в России Карла Дидло произошел полный переворот в петербургском и московском балете. Яркий последователь Новерра, при выдающемся таланте и огромной