искать
БИРЮЧ Петроградских Государственных театров. — 1919. — Сб. I

I171

перьях» и др. и кончая новыми, вроде «Степика и Манюрочки» «Из любви к искусству» , «Чашка чаю» и т. д. Н. П. — один из немногих русских актеров, знающих секрет исполнения старинных водевилей, где нужно было одновременно и играть, и петь, и танцевать. Он застал на Александринской сцене «дедушку Сосницкого», с которым играл в «Либерале», играл с В. В. Самойловым (в «Гувернере», «Современной барышне») и т. д. Частенько даровитому артисту приходилось заменять «самого» В. Н. Давыдова, играть за него даже без репетиций. Если на Александринской сцене Шаповаленке долго не давали возможности выявить свои способности, то в провинции, во время былых великопостных турне, он не мог пожаловаться, что его не ценят. Такие «театральные» города, как Киев, Харьков, Одесса, где Н. П., большей частью выступал в «давыдовском» репертуаре, всегда отдавали должное его бесспорному таланту.

В 1909 году Н. П. Шаповаленко праздновал 25-летие своей службы на Александринской сцене. Он поставил «Чародейку», пьесу, в которой дебютировал на той же сцене.

Последний сезон, несмотря на крайне неблагоприятные, тяжелые условия, в которых приходилось работать артистам, дал возможность Н. П. сыграть целый ряд самых разнообразных, ответственных ролей и выказать всю гибкость и разносторонность своего симпатичного, приятного дарования. Остается только пожалеть, что потребовалось 40 лет, чтобы актер мог в полной мере проявить свои способности и занять то положении в труппе, на которое он имел право почти с первых своих сценических шагов. Почетное звание «заслуженного артиста», поднесенное Шаповаленко его товарищами, служит лучшим доказательством того, что истинные таланты рано или поздно, но добиваются признания и должной оценки...

И. Р.

Э. С. Кабелла.

Совершенно незаметно, без всяких «чествований» и даже заметок в печати, прошел 40-летний юбилей известного музыкального труженика, дирижера Э. С. Кабеллы. Уроженец Генуи, Э. С. начал свою музыкальную карьеру еще в 1877 году, когда, окончив миланскую консерваторию, отправился по Европе концертировать. В 1879 году он приехал в качестве дирижера итальянской оперы в Россию и с этого года не покидал нашу родину, побывав