I—121
Этой любовью продиктованы и речи Григория в драме «Отец и сын», полные безумной страсти, мольбы и отчаяния, речи, представляющие собой, как мы видим, не иное что, как развитие и углубление в стихах мыслей и чувств, выраженных в приведенной нами цитате из письма Григорьева к отцу•.
О драме «Басурман» мы будем говорить особо.
Василий Спиридонов.
Несколько слов о пьесе Ибсена «Привидения».
Статья И. А. Аполлонской-Стравинской.
Фру Альвинг совершенно ясно излагает смысл пьесы в следующих словах: «Я труслива, потому что во мне сидит нечто отжившее... вроде привидений, от которых я никак не могу отделаться. В нас проявляется не только то, что перешло к нам по наследству от отца с матерью, но дают себя знать и всякие старые понятия, верования и т. п. Все это уже не живет в нас, но все-таки сидит крепко, и нам не выжить этого. Стоит мне взять в руки газету, я так и вижу, как шмыгают между строками эти могильные выходцы. Да, верно, вся страна кишит такими привидениями, должно быть они неисчислимы, как песок морской. А мы такие жалкие трусы, так боимся света».
Последние слова оправдались на судьбе пьесы. Достаточно напомнить, что она двадцать два года не ставилась на сцене Королевского театра в Копенгагене•, а в печати подняла такой взрыв негодования, что Ибсен ответил своим «Доктором Штокманом». За попытку оздоровить источники духовной жизни и он сам был признан «Врагом народа». Между тем Ибсен идет не против вековечных устоев, а против