I—90
цей — вот сфера жизни, затронутая Крыловым. Пьеса написана очень живо, лица интересны, — но сюжет запутан сложностью любовных отношений четырех женщин к одному лицу, причем среди этих женщин мы находим и бабушку, лишенную способности передвигаться самостоятельно. По образцу французских мелодрам мы найдем здесь и проникание в дом под видом посуды в корзинах и наивного до глупости хозяина дома; хитроумных слуг, являющихся душой заговора против хозяина и т. д. И наконец — все это кончается к общему счастию влюбленных молодых людей и торжеством морального принципа.
Так же утрированными являются и комедии: «Сочинитель в прихожей» и «Проказники», где Крылов, по преданию, вывел «на позорище» крупную литературную и театральную силу — драматурга Княжнина и его супругу, урожденную Сумарокову•. Захват жизни здесь еще уже. Затронуты чисто литературные нравы. И, конечно, пьесы не имели широкого общественного значения. Их спасают лишь живость действия — отличительная черта Крылова — спасают их и яркость обрисовки типов. В этом отношении Крылов был далеко незаурядный писатель. Если прибавить сюда блески остроумия, какие встречаем в комедиях, — то понятно станет, что комедии Крылова были приняты для представления на петербургской сцене. Нет у нас данных судить, были ли они поставлены. Плетнев указывает на время их постановки (1793—94), но скорее всего постановки их не было, ибо Крылов в 1788 году уже находился в ссоре с Соймоновым*, и из письма к Соймонову видно, что постановка пьес Крылова не осуществилась.
В связи с инцидентом с Соймоновым, Крылов не мог добиться постановки и другой своей оперы, на-
* П. А. Соймонов, заведующий Горной Экспедицией, где в 1787—88 гг. служил Крылов. Соймонов был и заведующим театром. Причина ссоры Крылова с Соймоновым и Княжниным не известна.