I—89
ницу»*. Эта мена была символической. Знакомится Крылов и с артистами, особенно с Дмитревским**, с которым он близко сошелся и подружился.
Крылов сделался завзятым театралом. Но теперь его творчество принимает другое направление. Увлечение театром, близкое знакомство с Дмитревским сказалось в очень неудачных опытах Крылова в области трагедий в духе классицизма. Он пишет трагедию «Клеопатра» — не дошедшую до нас — очень неудачное подражание классическим трагедиям***. К 1786 году относится вторая его трагедия — «Филомела», напечатанная в свое время (1793 г.) в «Российском Феатре»•. Но и напечатанная, она чуть было не исчезла. Она была напечатана вместе с трагедией Княжнина «Вадим», которая подверглась гонению — и была изъята из книги. Вместе с ней погибла и часть «Филомелы». Лишь несколько случайно уцелевших книг сохранили нам трагедию Крылова в целом виде****.
Филомела — был последний ложный шаг таланта. В 1786—1788 гг. Крылов обращается снова к бытовой комедии — пишет ряд опер и комедий: «Бешенная семья», «Сочинитель в прихожей», «Проказники»*****. В них он уже не так широко захватывает русскую жизнь, как в Кофейнице.
И по своим художественным достоинствам эти пьесы ниже первого опыта Крылова-драматурга. «Бешенная семья» вскрывает перед нами то увлечение жизнью личного чувства, как результат влияния классической поэзии, что в русской жизни выражалось часто в анархизме чувственных отношений. Щеголи, щеголихи журналов Новикова, их язык и разговоры, — «Бригадир» фон Визина с его советни-
* М. Лобанов, стр. 5.
** Я. Руднев. И. А. Дмитревский. Рус. Биограф. Словарь, т. Дабелов — Дядьковский. Стр. 430—435.
*** См. Лобанов, стр. 9.
**** Собр. сочинений, под ред. В. Каллаша, т. 1, стр. 13—134.
***** Ibid, стр. 137—395.