искать
БИРЮЧ Петроградских Государственных театров. — 1918. — № 4

4—33

О реформе балета.

 

Грандиозные события 1917—18 гг. не успели еще определенно отразиться на балете, но зато коренная ломка и реформа его начались задолго до революции и составили яркую эпоху в истории этого маститого и устойчивого в рутине вида сценического искусства. Реформа балета была отчасти предречена. Чистая классика, культивируемая многие годы казенной сценой, несмотря на несомненные ценности и красоты, — отживала свой век; сама жизнь требовала новых форм, старье каноны становились пережитком. Балет не мог и не должен был идти в разрез с другими видами сценических искусств, он слишком связан с ними во всей своей структуре, особенно связан с музыкой, — и когда не стало Пуни и Минкуса, а творить музыкальную основу для балета стали Чайковский и Глазунов — балет не мог уже оставаться в рамках прежних традиций и должен был неизбежно сделать шаг вперед... но это был лишь шаг. Пытливые замыслы реформаторов хореографии пошли дальше и стали искать новых начал и новых основ. Не видя возможности создания «нового балета» по прежнему рецепту, М. Фокин, отрешась от него, начал брать готовую музыкальную канву в виде Шопена, Шумана, Римского-Корсакова и Балакирева, учтя возможность хореографирования некоторых их вещей и создав произведения, пробившие брешь и открывшие широкий путь для новых исканий. Деятельность Фокина составляет первый и наиболее существенный этап в реформе русского балета. Зарождение «нового балета» началось в 1908 году. Само собой, перлы старой классики сразу не выдохлись: они сильны, как школа и как основы, которыми далеко не пренебрегал и Фокин. Репертуар в начале мало изменился, но перелом его уже заметен. Новое внесено и изо-