искать
БИРЮЧ Петроградских Государственных театров. — 1919. — № 17/18

17/18—274

«богемцу» всяческие препоны. Неизвестно еще, чем бы кончился поход Глука на парижан, если бы он не встретил горячего поощрения и могущественной поддержки при версальском дворе. Его бывшая венская ученица и неизменная поклонница, изящная и просвещенная австрийская эрцгерцогиня стала супругой дофина Мария-Антуанетта взяла «Ифигению» под свое покровительство. Таким образом, будущая жертва беспощадного политического террора таинственными нитями симпатии связала свое роковое имя с трагическим именем прекрасной античной женщины, тоже принесенной в жертву жестокой политике...

В апреле 1774 г. состоялась премьера «Ифигении» в Большой опере, сопровождавшаяся громадным успехом . Энтузиазм публики возрастал с каждым представлением. Вскоре (в августе того же года) парижанам был показан и «Орфей»  — во французской, значительно видоизмененной и дополненной редакции. Интерес публики достиг величайшего напряжения. Впервые в Париже продавались билеты на генеральную репетицию, во время которой Глук, при полном зале, дирижировал без сюртука и парика, в ночном колпаке. Успех «Орфея» затмил даже победу «Ифигении». Спектакль вызвал у очень многих слезы умиления, — все восприимчивые сердца вибрировали в унисон с напевами божественного певца. Письма и статьи современников говорят о давно небывалом художественном волнении парижан. «Впечатление, полученное мною от музыки “Орфея”, — пишет, например, небезызвестная m-lle де Лепинасс, — было так глубоко, так трогательно, так потрясающе, так захватывающе, что я не в состоянии была говорить о том, что чувствовала; я испытывала смущение, счастье страсти... Я хожу без конца на “Орфея”, и хожу одна... Эта музыка делает меня безумной, душа моя жаждет такого рода скорби». — Даже Жан-Жак Руссо, долгое время бывший горячим поклонником итальянцев, признал себя побежденным и прославлял гениаль-