15/16—234
уверен, что навестили бы любящего Вас Мочалова; по крайней мере теперь я надеюсь, что уделите часок от Ваших дел и премного одолжите; живу позади Горного Правления — в переулке — дом Ильинского. — Прошу удостоить несколькими строчками ответа касательно следующей статьи, намерен я в следующий бенефис дать Бал•, соч. г. Лермонтова; но без позволения Г. Краевского и участвующих в наследстве и без помощи Вашей я приступить к исполнению не могу. Говоря о позволении Цензуры, кажется, сомнения никакого. Если Бог поможет, то думаю после Великого Празд. быть в Петербурге и похлопочу сам.
Почитающий и душевно любящий Вас
покорный Ваш слуга
Павел Мочалов.
9 Марта.•
«Бал» Лермонтова — это, конечно, его драма «Маскарад», которую он чрезвычайно желал увидеть на сцене, которая не была разрешена к постановке по причине (как ему заявили) «слишком резких страстей и характеров и также потому, что в ней добродетель не слишком награждена». Мочалову не удалось выступить в «Маскараде» (который был поставлен на петербургской сцене лишь в сезон 1852—1853 гг.• — так как смерть унесла великого артиста в могилу. Лермонтов был большим его поклонником, дважды упоминает о нем: в первый раз — в письме к тетке своей, М. А. Ша-Гирей•, в 1829 году: «Помните ли, милая тетенька, вы говорите, что наши актеры (московские) хуже петербургских. Как жалко, что вы не видали здесь «Игрока» •, трагедию «Разбойники» •. Вы бы иначе подумали. Многие из петербургских господ соглашаются, что эти пьесы лучше идут, нежели там, и что Мочалов в многих местах превосходит Каратыгина»; в другой раз он говорит о Мочалове устами одного из действующих лиц своей драмы (1831 г.) «Странный Человек», Челяева, который на вопрос, был ли он вчера в театре и что играли, отвечает, что давали «Общипанных разбойников» • Шиллера и прибавляет: «Мочалов ленился ужасно; жаль, что этот прекрасный актер не всегда в духе; случиться могло б, что я бы его видел вчера