искать
БИРЮЧ Петроградских Государственных театров. — 1919. — № 13/14

13/14—180

ного Флорестана и т. д. Не только прежде, но даже теперь в переживаемое трудное время, нам, артистам балета, приходится слышать восклицания: «Боже, как вы, молодеете!» Секрет этой «вечной молодости» балетных артистов заключается в том, что они беспрерывно занимаются гимнастикой и музыкой. Мой отец умер 83 лет и не от старости, а от случайного падения в люк во время репетиции. Не будь этого случая, он мог бы еще жить и жить. Заговорив о своем отце, я не могу не вспомнить и деда, который отличался разнообразными талантами. Он считался прекрасным певцом и в то же время виртуозно играл на скрипке. Ян Собесский называл его «мой соловей».

— Крупным событием в моей жизни был 1905 г., когда разразилась первая революция, и, охваченный общим движением, я решил встать на защиту эксплуатируемых младших товарищей по балету. Дирекция пробовала воздействовать на меня путем разных льгот, но я не продаю своих убеждений, и в результате пришлось оставить службу на казенной сцене и лишиться звания заслуженного артиста. В Мариинском театре я получаю бенефис впервые. В 1901 г. я подавал прошение о бенефисе «на высочайшее имя», лично ездил хлопотать в Царское Село и скоро узнал от одной высокопоставленной особы, что царь даже написал на моем прошении: «быть по сему». Особа сочла долгом поздравить меня с таким счастливым исходом ходатайства. Но, увы, спустя несколько дней, я был приглашен в канцелярию всесильного генерала Мосолова, от которого и услышал нечто совершенно неожиданное. «Что же это? — недовольным тоном сказал генерал: — Вы думали “нас” обойти?» И не дав мне ничего ответить, сухо отрезал: — «Вам отказано!» Я встал и хотел уйти, но генерал остановил меня. — «Впрочем, — сказал он, — вместо бенефиса, мы можем вам дать, из штрафных сумм, на пособие 5—6 тысяч». — «Предоставляю вам самим