11/12—97
благодарный сюжет, но публика встретила ее холодно. Вторая его трагедия «Лукреция» • была лучше первой, но зрители отнеслись к ней хуже, чем к первой.
Это показывает, что переделки Дюсиса творений Шекспира имели большое влияние на вкус республиканской публики, оправдывая слова великого Шекспира: «драматург должен отражать на сцене природу, чтобы добро и зло, время и люди, увидели себя как в зеркале».
«Тот только жрец, кто с детским чистым сердцем
С благословением к могучей строгой Музе,
Пред смертными, на чаше правосудья
Способен взвесить все дела людские».
II.
Конвент 2 августа 1793 г. объявил, что «всякий театр, который предосудительными пьесами будет отравлять общественное мнение и распространять в публике пристрастие к королевской власти, немедленно будет закрыт, а директор его арестован и подвергнут самым строгим наказаниям».
Театральная цензура негласно действовала. Корнель и Расин казались опасными поборникам нового порядка вещей.
Осенью 1793 г. писателя Франсуа-де-Невшато заключили в тюрьму за то, что в своей драме «Памела», переделанной из Ричардсона •, позволил себе похвалить английское правительство.
Не только писатель, но и сами актеры сплошь и рядом подвергались опасности; часто актер, исполняя роль какого-либо лица, подходил к рампе и просил зрителей не смешивать изображаемого им субъекта с ним самим, искренним патриотом и другом свободы.
Особенным успехом пользовалась пьеса Марешаля «Последний суд королей», в которой изображался старец, живущий 20 лет в ссылке, на вулканическом острове, куда приводят всех королей Европы, лишен-