искать
БИРЮЧ Петроградских Государственных театров. — 1919. — № 10

10—58

ницы, служил в Тифлисе, где пробыл два зимних сезона. Летом гастролировал с разными странствующими труппами по всей России. Из Тифлиса вернулся в Киев в товарищество во главе с И. П. Прянишниковым, где прослужил 3 года, потом был приглашен С. А. Пальмом на летний сезон в сад «Аркадию», а на зимний сезон в Малый театр. Этот период я считаю, в смысле своих успехов, блестящим. На одном из спектаклей в Малом театре (давали «Миньону» с участием известной певицы Никита, где я пел партию Лотарио) в театре присутствовал покойный Э. Ф. Направник, сделавший мне предложение поступить обратно в Мариинский театр, и вот в 1894 году, после вторичных дебютов в «Риголетто» и в «Паяцах», я с большим трудом снова вернулся в лоно Мариинского театра, где и пребываю до сего времени.

Не преувеличивая, я исколесил всю Россию, за исключением только средне-азиатской части. Был даже на Дальнем Востоке. Впоследствии снова пел за границей (в Париже, Берлине и Кадиксе), много выступал в разных германских и австрийских курортах.

На сцене, в общем, нахожусь 38-й сезон. За это время спел 116 оперных партий (в некоторых операх, как «Паяцы», «Пиковая дама», «Лоэнгрин», «Фауст», пел по две партии), 30 опереток (за четыре сезона у М. В. Лентовского) и знаю более 600 романсов на разных языках: русском, французском, итальянском и немецком.

С чувством благодарности вспоминаю А. Г. Рубинштейна, П. И. Чайковского, Э. Ф. Направника, К. Ю. Давыдова, художника К. Е. Маковского и покойного инспектора научных курсов Консерватории, друга А. Г. Рубинштейна, А. М. Васильева. Каждый из них так или иначе сыграл добрую роль в моей карьере, и каждому из них я считаю себя обязанным.

Первой моею ролью был Риголетто. Это было 22-го августа 1889 года. Партию герцога пел в этом спектакле Лодий, а дирижировал спектаклем благополучно здравствующий маэстро Труффи.

Какие мои любимые оперы? Их много. Во-первых, «Онегин», затем «Риголетто», «Демон», «Травиата», «Севильский цирюльник», «Дон Жуан», «Джиоконда», «Паяцы», «Кармен», «Гамлет» Тома, «Маккавей» и «Купец Калашников» Рубинштейна, «Вильгельм Телль», «Африканка», «Динора».

Режиссерскую деятельность начал в Киеве в антрепризе Савина, где ставил никогда не шедшие оперы; «Уриэль Акосту» Серовой, «Испанского дворянина» Лишина и в первый раз в Киеве «Мазепу». В течение восьми лет занимал должность главного режиссера в Мариинском театре и за это время по-