10—57
временно с И. В., потеряло и признаки голоса, а прекрасный бархатный баритон Тартакова все так же чарует меломанов своим благородным, красивым звуком. В чем секрет этого неувядания? В школе, в особом искусстве или в каком-нибудь исключительном образе жизни?
И. В. уклонился от ответа на эти вопросы.
— Если хотите, — сказал он нам, — я лучше расскажу вам свою биографию. Прежде всего, мне 58 лет. Я родился в 1860 г. в Одессе в семье бедного ремесленника еврея•. Образование получил во 2-й одесской гимназии. С оперой я познакомился с малых лет, потому что отец мой был большим любителем подвизавшейся тогда в Одессе итальянской оперы и каждую субботу позволял себе роскошь — брать ложу и водить всю семью в театр. Это удовольствие тогда стоило всего три рубля. Там же, в Одессе, я начал учиться пению, и первым моим профессором была примадонна итальянской оперы А. В. Лушковская. 17-ти лет от роду я отправился в Петербург и поступил в Консерваторию в класс известного профессора Эверарда•. 20-го мая 1881 года я кончил Консерваторию и сейчас же получил ангажемент в Одесскую оперу, которую держал покойный С. А. Пальм. Состав этой оперы был выдающийся. В труппе были такие певцы, как Павловская, Лодий, Борисов, Ляров, Декарс, Богатырев и др. Прослужив в одесской опере один сезон, снова вернулся в Петербург, получил дебют в Мариинском театре в «Риголетто» • и был принят на казенную сцену. Параллельно я вторично стал посещать Консерваторию, с целью получить звание «свободного художника».
Однако первоначальная служба в Мариинском театре не оставила у меня особенно сладких воспоминаний. Достаточно сказать, что рядом со мной выступали такие премьеры, как И. А. Мельников и И. П. Прянишников и мне, молодому певцу, конечно трудно было выделиться на таком фоне. Гораздо лучше я чувствовал себя тогда в концертах. Мне приходилось очень часто выступать на концертной эстраде, и эти концерты доставили мне немалый успех у публики. После двух лет моего первоначального пребывания в Мариинском театре я был уволен от службы. Это было 1884 году. Летом того же года я служил у М. В. Лентовского в оперетке •, а зимний сезон в киевской опере. В продолжение трех лет я нес службу в тех же предприятиях — летом у Лентовского, зимой в киевской опере. В 1887 году антрепренер Любимов организовал первую заграничную поездку русской оперы. Я был приглашен в эту поездку и пел в Берлине, Копенгагене и по всей Англии. Вернувшись из загра-