2—38
«Le Pain d’autrui»
10 января 1890 г. (по старому 29 декабря 1889 г.) в Париже, в Новом Свободном театре (Théatre libre), созданным актером Антуаном, дана была третья по счету премьера. Спектакль состоял из двух пьес: «Le Pain d’autrui», двухактной комедии и одноактной пьесы «En détresse». Последнее произведение принадлежало перу молодого французского автора Ганри Февра; первое — являлось переводом с русского. Переводили его двое — Арман Эфрем и Вилли Шютц; автором его был назван Iwan Serguéitch Tourguèneff.
Антуан, создатель «свободного театра», играл главную роль — Vasili Kousovkin. Антуан считался, да и считается до сих пор, знатоком русского быта: он служил в труппе Михайловского театра в Петербурге.
Выбор тургеневской пьесы надо приписать не столько тому, что Антуан, живя на берегах Невы, мог ознакомиться с литературной деятельностью Тургенева, сколько той чуткости и артистической отзывчивости, которой полна вся его художественная организация. И не только надо подчеркнуть то обстоятельство, что он играл Кузовкина, а то, что он имел по преимуществу успех во втором акте, в том, который считался бледным, неудачным и постоянно откладывался при постановках «Нахлебника»• на русских сценах.
Менее чем за год до представления «Le Pain d’autrui» в Париже в Александринском театре было возобновление «Нахлебника». Во главе труппы стоял тогда такой почтенный литературный деятель, как А. А. Потехин, а Кузовкина играл В. Н. Давыдов. И все-таки оба они поддались старому мнению, которое давно следовало бы сдать в архив, — что второй акт несценичен, — и откинули его. Спектакль ограничился одним первым действием, — и высмеиванье старого нахлебника, и обряжение его в шутовской кол-