17/18—296
К СВЕДЕНИЮ
Заметка А. Шульца.
14 минувшего февраля исполнилось пятидесятилетие со дня постановки на сцене Мариинского театра первой оперы недавно скончавшегося Ц. Кюи «Вильям Ратклиф»•. Первыми исполнителями оперы были: Мак Грегор — Васильев 1, Мария — Платонова, Маргарета — Леонова, Дуглас — Никольский и Ратклиф — тогда только что начинавший свою блестящую карьеру знаменитый баритон И. А. Мельников. Опера успеха не имела. Сам автор объясняет неуспех своей первой оперы неприязнью к нему, как критику, ратовавшему за новую русскую школу и писавшему против царившей тогда итальянской оперы, со стороны критиков другого лагеря и большинства поклонников итальянской оперы, а также и новизной форм его оперы, где вместо обычных арий с обязательными andante и allegro были рассказы в свободной форме и введены лейтмотивы героев оперы (Ежегодник Импер. театров 1910 г. вып. I, стр. 18 и 19). Это, конечно, не значит, что опера не будет иметь успеха и в настоящее время. Ведь и популярнейшая и любимейшая широкой публикой опера Вагнера «Тангейзер» была при первой постановке в Париже в 1869 г, освистана.• «Ратклиф» имеет важное значение в истории нашей государственной оперы — это была первая ласточка новой русской школы, так называемой «могучей кучки». За ней последовали «Каменный гость» в 1872 г.•, «Псковитянка» в 1873 г.• и «Борис Годунов» в 1874 г.• Уже по одному этому «Ратклиф» заслуживает возобновления и юбилейного празднества, хотя бы задним числом.
Вообще к отечественным операм и их авторам со стороны государственной оперы, за некоторым исклю-