искать
БИРЮЧ Петроградских Государственных театров. — 1919. — № 17/18

17/18—286

Полувековые и четвертьвековые юбилеи,

Из записной книжки старого театрала.

П. П. Гнедича.

I.

Театральный сезон 1868—1869 годов в Петербурге — сезон, которому как раз нынче исполняется полувековой юбилей, был необычайно оживлен — и не только в одной драме, но во всех театрах, и во французской, и в оперной, и балетной труппах. Бывает иногда так: вдруг достигают вершины волны прежние начинания, и увенчиваются все стремления минувших лет. Еще неясные струйки новых источников начинают журчать то там, то тут, — и только потом, спустя полстолетие исследователь останавливается в изумлении перед мощью и силой картины былого.

Все тогда кричали о скудности зрелищ, о том, что нет частной антрепризы, о падении искусства, о том, что нет у нас талантов ни среди драматических писателей, ни среди артистов. Справедливы ли были сетованья современников?

Тогда еще Островский не написал ни «Леса», ни «Волков и овец», ни «Бесприданницы», — все только вопили о падении его таланта, когда в конце января дана была его прелестная комедия «Горячее сердце». Живы были Писемский, Алексей Потехин, Сухово-Кобылин, Алексей Толстой, Тургенев. Начинали свою писательскую деятельность Аверкиев, Шпажинский, Пальм. Среди актеров сверкали имена Самойлова, Павла Васильева, Линской, Зуброва. Среди молодежи пробивались к свету Монахов, Сазонов, Лядова, Лелева.

Оперетка отодвинула на время, для некоторой части общества, интересы чистой драмы, но это не