искать
БИРЮЧ Петроградских Государственных театров. — 1919. — № 13/14

13/14—170

ком смелой. Одной из первых попыток восстановления пантомимы было, как упоминается в книге Кагюзака, представление в замке герцогини Менской, где танцовщики, под музыку Муре, изобразили жестами сцену из «Горация» Корнеля. В более широком масштабе применил пантомиму Новерр, сначала в Штутгарте и позднее на сцене Большой оперы в Париже, в балетах «Медея и Язон» и «Эндимион». Далее, по приглашению королевы Марии-Антуанетты, Новерр поставил целый ряд пантомимных балетов, положив прочное основание балету как самостоятельному типу сценического искусства.

Увлечение парижан балетом не поколебало его значения даже в период Великой Французской революции 1789 года. Балет приобрел лишь по преимуществу патриотический характер. Даже в эпоху террора 93 года было поставлено в Париже 2 новых грандиозных балета. Во времена Директории и первой Империи хореография продолжала процветать во Франции, распространяясь с подмосток в широкие круги высшего общества.

На всю последующую историю и развитие балетного искусства Париж наложил неизгладимый след, закрепив за мировой хореографиею французскую техническую терминологию. Как утверждает К. А. Скальковский — «все знаменитые представители хореографического искусства в XIX веке только во Франции приобретали окончательное освящение своей знаменитости и лишь затем уже делались достоянием остальной Европы».

В середине 19-го столетия балет свивает себе большое гнездо также и в Италии, особенно в Милане, где появился целый ряд весьма известных хореографических школ и специальных курсов усовершенствования. Итальянская хореография сделала стремительные завоевания в области техники танца, доведя его до высокой виртуозности и сделав итальянскую балерину абсолютной необходимостью всех без исключения балетных сцен Европы.