13/14—142
Эволюция в музыкальном искусстве.
Заметка М. К.
Недавно умерший писатель Андреевский в своей статье «Слово, музыка и мимика» так определяет развитие музыки: «Обратите только внимание на колоссальный рост за последние два века совсем еще юной в истории человечества — музыки. Зачатки современной музыки идут из средневековой Италии, но рождается она только от Баха и Глюка, в конце XVII столетия».
Действительно, с этих пор идет торжественное и победное развитие музыки. Ее ресурсы ширятся с сверхсказочной быстротой, принимая все новые и новые формы, непрерывно достигая более широких и сложных завоеваний.
Видоизменения этого искусства так стремительны, что ближайшие выдающиеся деятели одной и той же эпохи уже часто не понимают того, что создает на их глазах последующее поколение, и обратно — более молодые музыкальные деятели почти забывают и не интересуются своими предшественниками.
Наглядным и разительным примером может служить, напр., случай с постановкой в 1913 г. на Мариинской сцене «Электры» Рихарда Штрауса•. Не только публика, но даже некоторые наши музыкальные светила отнеслись отрицательно к этой музыке.
Все их обвинения, предъявленные к этому выдающемуся произведению, поставленному на нашей образцовой сцене в чрезвычайно оригинально задуманной и не лишенной большого художественного смысла обстановке, основаны исключительно на приобретенной этими лицами рутине, застряв на которой с их художественными вкусами и идеалами, они далее уже не прозревают и не могут воспринять