13/14—136
гушки» представляют громадный интерес. Пьеса полна комизма и сопровождается массою сценических, эффектов, особенно первая часть ее — сошествие Диониса в подземное царство. Позволю себе остановиться на некоторых деталях. Наше внимание привлекает не столько сюжет пьесы — доказательство превосходства поэзии Эсхила перед поэзией Еврипида,— сколько средства проведения самой идеи.
После увертюры видим на сцене бога Диониса, одетого Гераклом, со слугою Ксанфием; последний на осле с ношей на коромысле. Среди шуток Диониса они приближаются к дверям настоящего Геракла. Смешна очень встреча двух Гераклов. Ксанфий изнемогает от тяжести чемодана. Но вот несут покойника при звуках комического погребального марша. Ксанфий просит мертвеца взять с собой его багаж, но тот запрашивает дорого. Между тем Дионис со слугою подходят к царству Аида. Новая декорация: берег озера Ахерусии; встреча с Хароном. Переправа; оркестр исполняет очень красивую баркаролу. Декорации меняются одна за другою; они движутся слева направо. Среди болота является хор лягушек; слышится замечательная их песня — «Брекекекекс, коакс», — весьма характерно и эффектно переданная у Парри. Другой берег, встреча с Ксанфием, который успел объехать озеро кругом. Новый вид; встреча с Эмпусою.
«То бык, то мул, а вот опять, смотри, прелестной стал женщиной...
А вот теперь не женщина, уже собака...
Все лицо горит огнем»...
Обращение Диониса к сидящему в первом ряду жрецу — прием, практикуемый иной раз и у нас.
Музыка флейт. Входит процессия с факелами; несут статую Вакха. Это мисты. Перед нами воспроизведение одного из эпизодов Елевсинских мистерий. Песни хора, соло корифея, пародия провозглашения иерофанта, шутки, веселая пляска.