11/12—124
Собрание портретов и фотографий пополнилось целой серией изображений известной певицы Полины Виардо и ее сестры Малибран (из коллекции Л. И. Жевержеева).
В первой, главной комнате самым ценным экспонатом являются рукописи Тургенева, затем его переписка с М. С. Щепкиным, разные «дела» Тургенева (по поводу Гоголя «Записок охотника» и т. д.), доставленные из Пушкинского Дома, Архива Цензуры и Печати и др., рисунок В. X. Боброва• с вычеркнутой цензорскими чернилами фамилией Чернышевского и т д. В последней комнате, среди фотографий «друзей Тургенева», фигурирует портреты в костюме сестры милосердия известной Воевской, которой посвящено Тургеневым «Стихотворение в прозе». Наконец, небезынтересны издания, относящиеся к только что миновавшему столетию со дня рождения И. С. Увы, этот отдел очень не богат. Он исчерпывается «Записками охотника» (в новом издании Комиссариата Народного Просвещения), сборником статей о Тургеневе, экземплярами журнала «Бирюч», переводом одного и небольшими статьями в наших немногочисленных журналах произведений Тургенева, по-еврейски. Вот и вся, к сожалению, литература, посвященная дню столетия рождения великого русского писателя.
Р.—
ЮБИЛЕИ.
О. О. Садовская
Совсем не отмеченным прошло пятидесятилетие артистической деятельности О. О. Садовской. 26 декабря (6 янв. по нов. стилю) 1868 года артистка появилась впервые на сцене артистического кружка•, которым заведовал артист Малого Московского театра К. Т. Вильде•, пригласивший к участию В. Н. Макшеева•, З. А. Кронненберг•, М. П. Садовского и др. В день открытия этих спектаклей в пьесе Островского «В чужом пиру похмелье»•, в роли квартирной хозяйки, и дебютировала О. О. Садовская — одна из замечательнейших выразительниц сценических типов великого русского драматурга, одна из немногих могикан нашего театра.
О. О. Садовская, игравшая тогда еще под девичьей фамилией Лазаревой, прослужила более 10 лет на частных сценах (Артистический кружок и труппа М. В. Лентовского•), прежде чем перешла на сцену Московского Малого театра. В этом году исполняется сорокалетие ее славной деятельности на образцовой сцене, куда в 1879 г. она перешла в полном рас-