11/12—93
кого. И все то крупное и талантливое, что было в театре, когда воцарился Александр I, перешло к нему от Екатерины, а семь лет, отделявшие царство Екатерины от царства Александра, были для театра так же мрачны и тоскливы, как мрачна и тосклива была жизнь всей России.
Владимир Рышков.
Писатели французского театра во время Великой революции
(1789—1795 гг.).
И. Н. Божерянова.
I.
В конце XVII и начале XVIII ст. актеры во Франции были гонимы духовенством; их защитниками являлись писатели. Происходила сильная борьба со стороны теологов против сцены, против допущения актеров к причащению.
Философ Лейбниц в колкой эпиграмме, посвященной «docteurs anticomédiens», явился защитником актеров, спрашивая теологов: «Понимаете ли вы, что в наш век Мольер может назидать людей так же хорошо, как и вы? Порок чувствует острую шутку поэта и скрывается. Чтобы преобразовать Францию, нужны или комедии или драгонады» *. Такое важное значение театру придавал уже тогда Лейбниц, считая облагорожение человеческой жизни целью искусства.
* Под именем драгонад известны гонения на протестантов. Драгуны министра Лувуа ужасали всю Францию; они били, жгли, мучили кальвинистов. Даже во времена инквизиции в Испании и Португалии не было ничего, подобного драгонадам.