искать
БИРЮЧ Петроградских Государственных театров. — 1919. — № 11/12

11/12—93

кого. И все то крупное и талантливое, что было в театре, когда воцарился Александр I, перешло к нему от Екатерины, а семь лет, отделявшие царство Екатерины от царства Александра, были для театра так же мрачны и тоскливы, как мрачна и тосклива была жизнь всей России.

Владимир Рышков.

 

Писатели французского театра во время Великой революции

(1789—1795 гг.).

И. Н. Божерянова.

I.

В конце XVII и начале XVIII ст. актеры во Франции были гонимы духовенством; их защитниками являлись писатели. Происходила сильная борьба со стороны теологов против сцены, против допущения актеров к причащению.

Философ Лейбниц в колкой эпиграмме, посвященной «docteurs anticomédiens», явился защитником актеров, спрашивая теологов: «Понимаете ли вы, что в наш век Мольер может назидать людей так же хорошо, как и вы? Порок чувствует острую шутку поэта и скрывается. Чтобы преобразовать Францию, нужны или комедии или драгонады» *. Такое важное значение театру придавал уже тогда Лейбниц, считая облагорожение человеческой жизни целью искусства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

* Под именем драгонад известны гонения на протестантов. Драгуны министра Лувуа ужасали всю Францию; они били, жгли, мучили кальвинистов. Даже во времена инквизиции в Испании и Португалии не было ничего, подобного драгонадам.