11/12—70
последних преобладали по преимуществу скользкие сюжеты самого рискованного содержания. Поэтому император Тиберий счел долгом возобновить старинное распоряжение, чтобы ни один сенатор не входил в жилище актера-пантомима, ни один римский всадник не должен был показываться рядом с ними или присутствовать при их представлении где-либо в другом месте, кроме театра. Составление и обработку сюжетов для пантомимы брали на себя иногда выдающиеся писатели, которые зарабатывали на этом большие деньги.
Пантомимы в Риме распространились преимущественно при Августе. Тогда особенно прославились в них два грека: Пилад и Бафилл. Первый отличался в трагических ролях; а второй — в изображении немного мягкого, женственного и комического. Эти актеры, как любимцы публики, позволяли себе очень много. Так, когда Пилад выступил в роли безумного Геркулеса•, публика осталась недовольна необыкновенной жестикуляцией. Тогда рассерженный артист закричал; «Дураки, да ведь мой танец представляет бешенного». За другую дерзкую выходку и за вражду с товарищем Бафиллом, Август изгнал Пилада из Италии, но просьбы народа скоро заставили императора отменить свое решение. Когда Август стал грозить Пиладу новой карой, тот смело и остроумно ответил ему: — «Государь, да ведь для тебя то только важно, если народ проводит время в борьбе из-за нас».
Август пользовался всяким удобным случаем, чтобы отвлечь толпу от политики и мысли о своем единодержавии.
* * *
Исполнителям, которым требовалось выступать то в виде тяжеловесного Геркулеса, то нежной Афродитой, надо было много работать над своим телом, чтобы сделать его гибким и эластичным. Жители Антиохии, когда один танцор толстяк стал делать