10—56
За каждым пустяком приходится ездить из одного склада в другой, из другого в третий и т. д. и все что на большом расстоянии. А часто бывает, что не на чем даже везти, нет автомобиля, бензина. Сами по себе театры, в смысле технической части, тоже представляют такой сложный механизм, который нелегко привести в движение. Сколько, например, разных механизмов находится над сценой Мариинского театра. Все, что надо пустить в ход, а между тем часто нет средств для этого. Кроме всего сказанного — как можно теперь вести какое-нибудь театральное дело, когда нет публики для театров? У меня достаточно энергии и желание работать, но условия до такой степени тяжелы, что, право, спускаются руки. Каждый день боишься какого-нибудь сюрприза. Театральное дело в данный момент — это жонглерство! Несмотря на это, сборы в Государственных театрах довольно хороши. Мариинский театр работает совсем хорошо, Александринский — не хуже, Михайловский работает недурно и в дни оперных, и в дни драматических спектаклей. Что касается Михайловского театра, то мы воздвигли на этом месте совершенно новое здание. Я хочу сказать, что французские артисты совершенно отучили публику посещать этот театр; нам пришлось создавать для него новый контингент зрителей, и эта публика постепенно полюбила Михайловский театр и привыкла к нему. При всей трудности теперь управлять таким громадным кораблем, как Государственные театры, все же мы дали и предполагаем давать целый ряд новых постановок. В опере сделаны новые постановки «Золотого петушка»•, «Мефистофеля»•, «Фауста»•, «Кащея»•, «Травиаты»•, «Роберта-Дьявола»•, «Королевы Мая»•, «Соловья»•, «Миньоны»•, «Птичек певчих»•, «Риголетто»•. В драме поставлены заново «Горе от ума»•, «Декабрист»•, «Рыцарь Ланваль»•, «Вечерняя заря»•, готовится к постановке «Усмирение строптивой»•. Не знаю, что даст будущий сезон. Я только что вернулся из Москвы, где представил доклад о работе Государственных театров, а также смету на будущий год. Смета в сумме 20 миллионов утверждена.
И. Р.
Карьера И. В. Тартакова.
В Мариинском театре готовятся праздновать юбилей одного из наших выдающихся певцов. Исполняется двадцатипятилетние службы заслуженного артиста Иоакима Викторовича Тартакова. Пойдет «Риголетто»•, та самая опера, в которой И. В. двадцать пят лет тому назад, волнуясь, дебютировал на той же сцене•. Много воды утекло с тех пор, много певцов, начавших карьеру одно-