искать
БИРЮЧ Петроградских Государственных театров. — 1919. — № 10

10—41

христианства преследовалась яростнее всех прочих искусств и замерла на много веков, чтобы впоследствии выродиться в роли средневековой скучной и вялой церковной мистерии.

Д. Л.

Начало русского театра.

III

Наступило царствование «Петровой дщери», полное великолепной красоты, конечно, только по внешности... Сказочно было ее воцарение, сказочна была роскошь ее двора, сказочен был бурный натиск, с которым просвещение заполонило страну. Разве не сказка появление Ломоносова, просветительная работа Шувалова, судьба графа Разумовского?!.

Это время поистине следует признавать колыбелью русского искусства. Судьба, как и всегда, была права: Россия, преобразованная Петром в государственном, политическом и общественном отношениях, в царствование его дочери была преобразована в отношении науки, литературы и искусства.

Все влияло на развитие и совершенствование вкуса в литературе и в театре: легкий и изящный французский язык заменил тяжеловесный немецкий; пышность и роскошь жизни и изнеженность нравов двора и общества, не уступавшие французским, сменили господствовавшую при Анне серенькую бюргерскую немецкую жизнь. Интеллигенция, освободившаяся от гнета Бирона и немцев, выявила свою индивидуальность, а талантливость русского народа и свойства его души живо нашли тот путь, по которому им надлежало пойти...

Однако эпоха подходила еще только робкими шагами к русскому театру. Россия ждала его девять лет, ибо до 1750 г. Петербург довольствовался лишь ино-