7—39
temps lourd de Mazurka». (Все танцы этой картины указаны как по темпам, так и по количеству тактов). Далее, последний акт: Pas de deux (Аврора и Дезирэ) — Петипа указывает Чайковскому: «Entree 6/8, bгillant 32 m. Grand adagio largo — forte; Une variation pour l’homme; Une variation pour la dame; Coda 2/4 a grand effet, Apothéose. Musique large grandiose. Air Henri IV, Apollon en costume de Louis XIV eclairé par le Soleil et entouré de fées». И так весь балет, каждый малозначительный выход, каждый танец указан композитору, как пожелание.
Таким образом, из самих рукописей видно, что самая существенная работа балетмейстера протекала вне репетиционного зала. Репетиция же, этот второй этап творчества, была приближена им к механическому разучиванью балетных партий. Перед труппой Петипа ничего не сочинял — он только показывал сочиненное. Вся постановка была у него в голове до мельчайших деталей, и их оставалось только проверить и, может быть, изменить в некоторых случаях. Особая же заслуга Петипа в репетиционном зале обусловливается умением настолько прочно заложить свое искусство исполнителям, что в продолжении 60-ти лет его постановки, подобно легендам, передаются из рода в род, из ног в ноги грядущим поколениям танцовщиков. Имя этого художника, столь близкое и родное балетному артисту, может быть записанным на одних скрижалях мировой истории балета, вместе с именами Новерра, Карла Блазиса, Дидло и других.
Борис Романов.