7—32
Художественный гений и жизнь.
(Памяти Моцарта).
В Мае 1809 года Вена была занята французами. В квартиру престарелого Гайдна (ему было 77 лет) почтительно вошел французский офицер и в знак приветствия пропел композитору арию из его «Сотворения мира»•. Тронутый до слез Гайдн сердечно обнял «врага», хотя композитор, автор знаменитого австрийского гимна (соч. в 1797 г.), был истинный патриот, и вторжение французов в его любимую Вену было для него тяжким ударом.
Вот пример того, как творчество гения создает братство народов, разделенных насилием. И этому примеру мы должны следовать в наши страшные времена. Германцы, готовившие величайшие унижения другим народам, испытывают теперь такие унижения, которым равных, вероятно, не знала история. И именно в такое время мы должны помнить и напоминать, что сделал германский народ для блага человечества.
Сегодня я хочу напомнить о лучезарном немецком гении — Моцарте, годовщина смерти которого исполнилась 5-го декабря (он умер в 1791 году).
Моцарт, этот Аполлон в музыке, за 35 лет своей жизни (1756—1791) создал гениальнейшие образцы во всех родах музыки. Легкость его творчества (Моцарт начал играть на рояле с 3-х лет, первые его сочинения относятся к пятилетнему возрасту) и плодовитость его совершенно сказочны, и к ним по продуктивности в творчестве приближаются только два немецкие гения: Бах и Шуберт.
Но в то время, как инструментальная музыка Моцарта (симфонии, камерная музыка, сочинения для отдельных инструментов) под неизбежным давлением времени в некоторой части устарела (не забудем, что Бетховен, испытавший сильнейшее влияние Мо-