5—25
О своевременности постановки мелодрамы.
В дни разрухи, всеобщей сумятицы и братоубийственной бойни, наблюдается характерное явление, не заметить которого нельзя: пустуют театры, в то время как битком набиты кинематографы. Не думается, чтобы здесь имела значение маленькая разница в расценке зрительных мест; там, где тратятся сотни и десятки сотен на самые насущные потребности, рубли и десятки рублей не играют роли. Сущность дела не в этом, а в запросах толпы, толпы сегодняшнего дня, которая посещает кино и театры.
Наша сегодняшняя публика, несмотря на рост ее развития за последний период времени, несмотря на пережитые ею потрясения нынешней кровавой эпохи, осталась тем же ребенком по своей натуре, каким и была всегда. Ни европейская цивилизация, ни привитая с веками культура, ни эволюция во всех областях политики и науки не вырвала из груди этого гиганта-ребенка той драгоценной славянской непосредственности, которая и предохраняет его от роковых шагов к преступному. Эта-то непосредственность и основная чистота души и толкает нашу толпу к тому, что ясно, просто и доступно сумеет всколыхнуть ее душу, сумеет вызвать слезы на за минуту до этого злобно сверкавшие глаза, сумеет заставить хохотать над поражением сатаны и радоваться торжеству добродетели.
А того и другого сколько угодно получишь на лентах кинематографов, которые так осаждаются толпой. Ведь сейчас наша толпа более, чем-когда, либо, ребенок и более, чем когда-либо, жаждет хлеба и зрелищ, но зрелищ сильных и зрелищ, одинаково доступных и передовому, сознательному пролетарию и отсталому, малограмотному гражданину деревни.
Вот почему в наше время более, чем когда-либо