искать
БИРЮЧ Петроградских Государственных театров. — 1921. — Сб. II

II—322

чества, она непременно «лирична», в каждом ее исполнении — нерастворенный, чисто ермоловский остаток… Самый характер и тон этого остатка, этого «лиризма» — довольно схожи у обоих, у Мочалова и Ермоловой. Это большая и благородная скорбность. «Как Щепкин, она много и неутомимо работала, чтобы быть верной правде жизни». «Правда чувств, неизменная верность и искренность переживаний в самой полной мере присуща Ермоловой... Достигать правды чувств и в ригористической строгости самооценки, Ермолова — подлинная дочь Щепкина». Но несомненно, она и дитя своего времени, своей эпохи. «Ермолова близка по духу, по увлечениям нашим семидесятникам с их народничеством и пафосом политического свободолюбия. Народолюбие и свободолюбие — то содержание, которое скоро наполнило форму, — талант Ермоловой. Они дали направление и окраску ее пафоса они определили главный характер героических подъемов ее игры…». Взгляд Н. Е. Эфроса, прекрасно чувствующего и знающего театр, безусловно интересен и, конечно, в значительной степени лиричен. Жаль, что, изложение грешит неправильностями против русского синтаксиса и витиеватостью слога, напр.: «Творящею искусство и его эволюцию силою выступит множество, безликий гений». Наш упрек тем более основателен, что свою работу автор предназначил для новой публики, «социальной неправдой отторженной от радостей сценического искусства», а теперь «шумною толпой» хлынувшей в театр. К брошюре приложены два портрета Ермоловой, и издана книжечка, для нашего времени, прекрасно.

А. П.

 

Библиотека русских классиков. Н. В. Гоголь. «Ревизор». Развязка «Ревизора», «Театральный разъезд», «Отрывок из письма», «Предуведомление». С вступительной статьей и примечаниям П. И. Рулина. Под ред. проф. А. М. Лободы. Книгоиздательство Рабочего Кооператива «Жизнь». Киев. 1918, стр. 1—178. Ц. 3 р. 80 к.

Для раскрытия содержания этой книги нужно, кроме перечисленного в заголовке, отметить как составную ее часть — «Краткую библиографию литературы о Гоголе» (стр. 173—176) и «Вопросы для разработки Ревизора» (стр. 176).

Книга преследует цели «школы и самообразования». В этих видах и составлена «вступительная статья» (стр.