II—266
гая Жозефина Антоновна, что здоровье его, по-видимому, поправляется. Иван Сергеевич рассчитывает встать через две недели, а в августе быть в Спасском. Письмо дышит веселостью и переполнено комплиментами. Очевидно, он был очень в духе и с удовольствием писал. Я более чем счастлива и прошу Вас сообщить, что скажет Анненков*, которому низко кланяюсь. Благодарю Вас за дружеское письмо и от души желаю успеха Вашему предприятию. — Безгранично жалею, что так мало могу быть полезной. До свиданья в Спасском. Ваша душой Савина.
Р. S. Письмо в Париж прилагаю.•
Оба письма Савиной к Полонским, ярко рисующие отношение ее к великому писателю, с полным правом могли бы быть включены в вышедшее издание «Тургенев и Савина» и дополнить его еще одним, последним штрихом.
Опубликованные там письма Тургенева к Савиной открыли нам картину старческой любви писателя, этого «однолюба»**, как мы до сих пор полагали. Савина не отвечала на эту любовь. Чувство ее к хозяину «милого Спасскаго» были совсем другого рода.
Вышеприведенные письма — еще одна их иллюстрация.
Л. Утевский.
следующем за коротенькой запиской от апреля, относящейся к ее парижскому пребыванию, помещено письмо от 26-го мая (7-го июня).
* Павел Васильевич.
** Так звала мать Тургенева своих сыновей. •