II—239
рассудится. Этой оперы Петербургская Дирекция и ставить не хотела...
Теперь следует последняя моя опера — «Аскольдова Могила», которая теперь уже дала театру более 80 т., о которой…… Кони писал, что она упала.* Петербургская Дирекция хоть бы в поощрение русскому писателю поставила бы хотя не с большими издержками, — нет! несмотря на ее истинные красоты, которые, я уверен, засвидетельствуют тебе и Рейнгард, и Мат. Виельгорский, которые ее слышали на репетиции без всякого сценического эфекта, ваша Дирекция не ставит. Государь• в проезд свой удостоил ее высокой похвалы, а дай-ка мне еще ваши средства голосов и оркестра, — не то бы могло быть. Нет, друг князь! се n’est pas un pays qui donne la renomee •! Однако я тебе надоел! Сей час кончу, только выпишу тебе напечатанные мои некоторые пьесы, которые едва возвратили мне расходы.
Сон, слова Жуковского; Черная шаль **. — Романсы, печатанные в разных альманахах и журналах, между прочими — в «Мнемозине», которую ты верно не забыл***. «Драматический Альбом», издаваемый с покойным Писаревым****. «Recueil Choisi de différents morceaux
* Поставлена впервые в Москве 16 сентября 1835 •, а в Петербурге — 27 августа 1841•, принята с восторгом и долго удерживалась в репертуаре обеих столиц и провинции. Федор Алексеевич Кони, известный писатель, весьма неодобрительно отнесся и к следующей опере Верстовского — «Тоска по родине» (1839).
** Пушкина; см. выше.
*** Сборник «Мнемозина» издавался князем Одоевскими и В. К. Кюхельбекером.
**** «Драматический альбом на 1826 г.» был издан в 2-х книгах, из коих 2-я составляла сборник музыкаль-