II—238
разряд хороших, оригинальных произведений и из которых консерт: Скажи ми, Господи для четырех голосов я не уступлю за лучший Бортнянскаго. Эту полную обедню послал я для передачи Ф. П. Львову*, — да там и застряла поныне. Никто не хотел даже иметь и понятие о ней, — вот плоды 20-летнего труда на поприще певческой русский музыки.
С бедностию оперных поем русских напал я на приязнь М. Н. Загоскина, который написал мне «Твердовскаго»,** которого самый строгий критик не поставит в разряд дюжинных и который дал Московскому Театру более 100 т. прибыли; в Петербурге, интригами известными мне Кавоса, шлепнулась***. Вторая опера, писанная, я думаю, десятком писателей, — следовательно, без цельного объема сочинения — «Вадим» — имеет ту русскую характеристику, о которой вы теперь заговорили. Имей Шевырев**** плодовитость Розена, — и «Вадим» был бы лирическая опера: верь мне, достало бы уменья! Здешняя Дирекция получила 70 т. барыша и давала эту оперу, когда ей заблаго-
* Федор Петрович Львов (род. 1772, ум. 1835), директор Придворной певческой капеллы с 1826 г. до своей смерти, музыкант-любитель, отец композитора, автора русского гимна «Боже, царя храни».
** Опера Верстовского «Пан Твардовский» (по либретто Загоскина) была сочинена в 1827 г. и поставлена 24 мая 1828 г. с большим успехом,
*** Катерино Альбертович Кавос (род 1776, ум. 1840), композитор и известный капельмейстер, с 1821 г. — инспектор оперных Имп. оркестров.
**** Профессор Московского Университета, поэт, автор либретто к опере Верстовского «Вадим, или Двенадцать спящих дев», шедшей впервые в 1832 году в Петербурге•; либретто было составлено по балладе Жуковского.