II—136
купить кажущуюся свободу. Сейчас в ней жива еще неудовлетворенность, манящая в даль, заставляющая в научных знаниях искать смысла жизни. Но заранее можно сказать, что она сумеет «приспособиться» и заживет скромным карасем в узком пруду.
Не такова душа «любопытствующей» Гильды. Эта не пойдет проторенной дорожкой. Ей слишком «интересно» заглядывать в тайники души. Ее слишком «подстрекает» что-то действовать «назло».
В этом подростке открыты все возможности, от мученического венца Бранда до пистолетов Гедды Габлер. • И тем страшнее, что вопрос о «призвании» человека так и остался невыясненным в этом доме.
Если практически-обывательское решение не есть решение, а только приспособление, то искусство и наука должны бы дать более идейное и удовлетворительное разрешение вопроса.
В лице Люнгстранда и Вангеля они предлагают свой ответ. Но какой убогий ответ!..
Будущий скульптор убежден, что «призвание» бывает только у мужчин, да и то еще далеко не у всех, а лишь у художников. При такой узости его искусство явится только эгоистическим самоуслаждением творческими силами, вложенными в человека, и обратится в неосмысленную эстетическую забаву. Какую творческую мысль может оно внести в жизнь?
Не лучше обстоит дело и с наукой. Подходя к глубоким тайнам человеческого духа, к страшным и загадочным влияниям души на душу, к смятенной борьбе в самой душе, доктор Вангель оказывается перед нерешенной загадкой, как некогда Пер Гюнт • перед сфинксом. Тут для науч-