II—134
Несколько слов о пьесе Ибсена «Дочь моря».
Статья И. А. Аполлонской-Стравинской.
Нельзя эту пьесу рассматривать отдельно от прочих. Все творчество Ибсена связано такой крепкой идейной нитью, что каждая пьеса только в новом художественном претворении повторяет его основную единую мысль.
Ибсен следует законам самой жизни: единая идея лежит в основе всего мироздания, но сама жизнь в неповторяющемся разнообразии накидывает свой пестрый покров на кажущуюся тайну. Эту тайну Ибсен и старается разоблачить.
В «Дочери моря» он разбирает вопрос о «призвании» человека, иначе о смысле жизни. Каждое лицо дает свой ответ, сообразно собственному развитию, а решение самого автора витает над пьесой в виде символов, тесно сплетенных как с самим действием, так и с психологией выведенных лиц.
В символах таким образом заключен ключ к разгадке пьесы.
Эллида находит, что призвание человека — жить «в море», что, прочно устроившись «на земле», он начинает томиться раскаянием и болью. Отсюда глубокая тоска и неудовлетворенность, которую ощущают люди.
Вангель в конце пьесы поясняет эти слова: «Ты мыслишь и чувствуешь образами. Твоя тоска по морю, твое влечение к этому Неизвестному... это было выражение пробудившейся и