искать
БИРЮЧ Петроградских Государственных театров. — 1919. — Сб. I

I170

вали «ходу», из года в год заставляя играть второстепенные роли разных трактирных слуг, казачков и т. д. Чуть не тридцать лет душили талантливого человека, и нужно только удивляться, что талант не убили, что хоть поздно, но публика увидела наконец артиста в достойной рамке, в подобающих ему ролях. Из школы Шаповаленко сразу попал на казенную сцену, на «разовые», по полтора рубля со спектакля. В 1880 году он был принят актером, исполняя должность помощника режиссера в содержавшийся тогда казной Малый театр. В 1884 году сыграл странника Паисия в «Чародейке». Собственно говоря, эта роль досталась артисту благодаря случаю. Должен был играть ее известный Арди, но перед самым спектаклем он внезапно заболел, и Шаповаленке поручили заменить его. Какие отношения существовали тогда между артистами — можно судить по тому, что Шаповаленко только с тем условием согласился играть за больного товарища, если Арди за отказ играть не будут подвергать никаким штрафам. Кстати, произошло недоразумение: публику почему-то не предупредили о перемене исполнителя, и в антракте раздались вызовы «Арди». Впрочем, последний не очень долго заставил себя ждать. После 2 действия он «выздоровел», приехал в театр и доиграл пьесу. Следующей ролью Шаповаленки в Александринском театре был Кутейкин в «Недоросле». Так год за годом, в течение почти сорока лет, Н. П. переиграл нескончаемый ряд ролей, самого разнообразного жанра, постепенно на глазах публики переходя из одного амплуа в другое, иногда в одной и той же пьесе. Так было в «Лесе», где Н. П. начал с мальчугана Тереньки, потом играл Петра и, наконец, дошел до Аркашки. Между прочим, в «Лесе» Шаповаленке выпало счастье играть с знаменитым Н. X. Рыбаковым. Он играл «Лес» под режиссерством самого А. Н. Островского, когда пьеса шла в первый раз, в бенефис Бурдина. Много ролей Н. П. переиграл и в «Бедности — не порок»  Тут ему пришлось последовательно быть и Егорушкой, и Разлюляевым и Коршуновым и, наконец, Любимом Торцовым, роль — в которой он, между прочим, обнаружил недюжинное драматическое дарование. Трудно перечислить репертуар даровитого артиста. В числе пьес, где он был особенно хорош, можно назвать «Ревизора» , «Не было ни гроша», «Бесприданницу», «Лес», «Боярина Нечай-Нечаева», «Плоды просвещения», «Не в свои сани не садись», «Хрущевских помещиков», «Горячее сердце», «Бедность — не порок», «Грозу» и т. д. Еще больше Н. П. сыграл водевилей, начиная со старинных: «Дочь русского актера», «Простушка и воспитанная», «Цирюльник на песках», «Ворона в павлиньих